Чиновники пересядут на бизнес-джеты

8 сентября 2014, 00:00

На авиасалоне Jet Expo во Внуково компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) впервые представила лайнер SSJ 100 в VIP-версии. Эта машина разработана на технической платформе SSJ 100 Basic и является стартовым этапом в реализации проекта по созданию первого российского административного самолета — Sukhoi Business Jet (SBJ). До конца года SBJ будет передан заказчику — компании «Рособоронэкспорт». Всего предполагается выпускать три основные версии лайнера: VIP-вариант, рассчитанный на восьмерых пассажиров и 18 мест в салоне, правительственный — на 19 пассажиров и 22 места в салоне и корпоративный — на 38 пассажиров и столько же мест в салоне. При этом все три варианта могут быть оборудованы отдельным кабинетом, конференц-залом, комнатами отдыха, специальным бортовым трапом и даже душевой кабиной.
Главное техническое отличие SBJ от базовой версии — повышенная дальность полета, которая обеспечивается установкой дополнительных топливных баков. Так, например, SBJ в VIP-версии сможет совершать полеты на расстояние до 7,8 тыс. км, а правительственный вариант — до 7,4 тыс. км. Это позволит без промежуточных посадок перевозить пассажиров по целому ряду межконтинентальных маршрутов, например из Парижа в Нью-Йорк. При этом SBJ — фактически единственный в мире административный самолет, сочетающий в себе высокий уровень комфорта и низкую стоимость эксплуатации. Его каталожная цена составляет около 50 млн долларов, тогда как чуть более просторные модели Airbus Corporate Jet и Boeing Business Jet, конкурирующие с SBJ, стоят в 2–2,5 раза дороже. Более того, в Airbus открыто заявляют, что не намерены в ближайшее время проводить ремоторизацию своих бизнес-джетов, которая позволила бы снизить эксплуатационные расходы, поскольку на рынке бизнес-авиации экономичность, дескать, не является важным конкурентным преимуществом. В общей сложности ГСС надеется произвести и продать порядка 80–100 бизнес-версий своих самолетов. Ими, в частности, активно интересуются Федеральная таможенная служба, Минпромторг, а также заказчики из Казахстана, Таиланда и Швейцарии. Суммарный портфель твердых заказов на все семейство самолетов SSJ и SBJ превышает 200 машин. И есть все шансы, что этот портфель в ближайшее время значительно пополнится. «По SSJ мы наблюдаем положительные изменения конъюнктуры рынка, в первую очередь потому, что наши самолеты показали отличные результаты эксплуатации в Мексике: высокий налет, позитивные отзывы не только со стороны пилотов, но и со стороны пассажиров и персонала авиакомпаний. В результате уже до конца года может быть заключено несколько контрактов на поставку SSJ в Латинскую Америку и другие регионы мира, причем речь идет не только о поставках в 2015 году, но и в 2016–2017 годах», — сообщил журналистам в конце августа глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян. «Лаос законтрактовал три самолета, Индонезия — десять. Но есть возможности гораздо больших объемов. В частности, с Индонезией мы рассчитываем на новые контракты. Обсуждаем поставки и с Вьетнамом, но четкие параметры пока еще не определены», — заявил глава МЭР Алексей Улюкаев. Новые контракты позволят увеличить глубину продаж и нарастить выпуск самолетов. «В этом году будет произведено 40 SSJ, а в следующем — около 50. Конкретные планы будут уточняться исходя из конъюнктуры рынка, но это точно будет дальнейшее увеличение объемов производства», — уточнил глава ОАК.