ФАС заставит бизнес раскрыть коммерческую тайну

8 сентября 2014, 00:00
Фото: ИТАР-ТАСС
Глава ФАС Игорь Артемьев полагает, что в своем первоначальном варианте четвертый антимонопольный пакет был самым либеральным антимонопольным законом среди стран Организации экономического сотрудничества и развития

Спустя почти три года после первых попыток Федеральной антимонопольной службы (ФАС) внести поправки в закон «О защите конкуренции» правительство наконец одобрило инициированный ведомством законопроект, который вскоре должен поступить в Госдуму.
Четвертый антимонопольный пакет (4-й АМП) имеет все шансы на то, чтобы войти в новейшую историю госуправления по многим причинам. Трудно вспомнить, чтобы какой-либо масштабный законопроект получил столько отрицательных заключений от других органов власти. Правительство несколько раз заворачивало 4-й АМП на доработку, поскольку в разное время против него неоднократно резко высказывались министерства и ведомства; документ получил отрицательный отзыв Государственно-правового управления президента РФ, президентского Совета по кодификации (проверка на соответствие основным законам). И власть, и бизнес, и научное экспертное сообщество, как никогда ранее, объединили свои усилия и хотя с большим трудом, но добились, чтобы законопроект обрел более или менее приемлемый вид. А точнее, чтобы несколько десятков страниц превратились в компактный документ, где большинство положений будет действительно направлено на снижение административных барьеров и повышение конкуренции.
Так, удалось отменить пресловутый реестр монополистов, который, по смыслу закона, призван был упростить влияние ФАС на зарвавшихся монополистов или тех, кто доминирует своим положением. На деле же в реестре по большей части оказались малые предприятия, которые по факту изначально занимали большую «долю рынка». Их могли автоматически штрафовать за малейший промах, даже не проводя анализа рынка. За время борьбы с реестром монополистов появилось немало анекдотов из жизни, которые накрепко приклеились к имиджу ФАС. Например, штраф для двух вступивших между собой в картельный сговор индивидуальных предпринимателей, которые признаны монополистами на рынке резиновых батутов. Монополистами они оказались в пределах товарного рынка Парка культуры, а поскольку у обоих попрыгать на батуте стоило 50 рублей — значит, они вступили в картельный сговор. Обязать ФАС анализировать рынок в каждом случае — это маленькая победа малого бизнеса.
Но больше всего деловые круги и экспертов волновало намерение ФАС подвести под антимонопольное регулирование объекты интеллектуальной собственности. Против этой поправки, собственно, и возражало Государственно-правовое управление, и именно на ней до последнего настаивала ФАС. Дело в том, что любой производитель принципиально новой вещи по факту является монополистом, поэтому Гражданский кодекс не напрасно вывел все инновации из-под действия антимонопольного закона. Вложения в разработки и испытания требуют окупаемости за счет права на монопольно высокую цену, об этом давали отдельные заключения многие эксперты. Теперь изобретатель может спокойно искать спонсора для производства своего детища: вкладывать в него деньги не побоятся, поскольку «интеллектуальную» поправку ФАС зарубили в самый последний момент, перед рассмотрением законопроекта в правительстве.
Из существенных поправок бизнес не смог противостоять лишь одной — установлению правил недискриминационного доступа (ПНД) к продукции компаний, занимающих доминирующее положение на рынке. Аргументы ФАС: монополисту должно быть неповадно продавать товар разным покупателям по разным ценам. ПНД будут предусматривать порядок раскрытия информации, в том числе и о стоимости товаров (цена или формула цены) и об их оплате, договорную политику и даже вопросы технологии производства товаров. К заседанию правительства РФ, где в очередной раз решалась судьба 4-го АМП, президент РСПП Александр Шохин, глава ТПП Сергей Катырин и сопредседатель «Деловой России» Сергей Генералов написали письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, указав, что положение о ПНД необходимо доработать, и аргументируя это тем, что публичное раскрытие существенных аспектов договоров с покупателями «может привести к существенному ограничению свободы договора и экономической деятельности, причем на неопределенный срок». Выдавать ПНД предлагается только по федеральным рынкам, исключив региональные, ограничить срок их действия полугодом, а главное, вычеркнуть из перечня широкий круг аспектов договоров и пункты, составляющие коммерческую тайну.
Однако, судя по всему, правительство уже устало в который раз давать главе ФАС Игорю Артемьеву директиву доработать законопроект с учетом мнения делового сообщества. В конце концов, главные посягательства ФАС на регулирование экономики и бизнес удалось отбить. Остальное могут сделать и депутаты. Но, скорее всего, лишь в весеннюю сессию.