С производственным уклоном

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
8 сентября 2014, 00:00

Московский Автосалон

В этом году официальных мировых и европейских премьер на автосалоне было меньше, зато новинки были более значимы для развития производственных программ внутри России

Девять мировых, 14 европейских и около 50 российских премьер — таков итог Московского международного автосалона (ММАС-2014), который завершился на прошлой неделе. Международных премьер могло бы быть и больше: например, в 2012-м (ММАС проходит раз в два года) их было более двух десятков. Но зато нынешний главный автомобильный смотр серьезно вырос по площади — до 120 тыс. кв. м; по предварительным данным, его посетило рекордное количество человек — свыше миллиона. Правда, не обошлось без небольших скандалов: из-за того, что выставочный центр поднял цены, в выставке отказались принимать участие Volvo и ГАЗ.

С подиума — на конвейер


Пожалуй, главное отличие нынешнего московского автошоу в том, что подавляющее число представленных на нем новинок связаны с производством внутри России. Как известно, российский автомобильный рынок держит курс на самообеспечение: по итогам прошлого года более 70% 2,6-миллионного рынка, то есть 1,8 млн автомобилей, было произведено внутри страны, а в нынешнем году эта доля окажется еще больше.
Поэтому иностранные бизнесмены не очень боятся возможных санкций, на которые как-то намекнули российские власти. Да, санкции на автомобильном рынке были бы крайне нежелательны, но они не так страшны тем компаниям, которые уже развернули внутри РФ полномасштабное производство. Например, Nissan, которая стала одним из главных ньюсмейкеров на автошоу, представила целый ряд новых моделей, нацеленных именно на конвейер своих российских предприятий.
Большой интерес публики вызвала модель Nissan Sentra, выпуск которой в скором времени будет налажен на Ижевском автомобильном заводе. С выводом этой модели на российской рынок марка Nissan будет стремиться отвоевать себе место в сегменте гольф-класса (размерный класс С+), по размерам она больше компактной Almera и меньше представительской Teana.

 

В новой машине Nissan постаралась воплотить проверенные рецепты успеха на российском рынке: Sentra имеет большой дорожный просвет (155 мм) и будет предлагаться в кузове седан с большим багажником вместимостью 511 литров. Весьма просторен и салон, который к тому же очень неплохо отделан. Несомненный плюс — широкий для машин этого класса набор опций, в том числе бесключевой доступ и запуск двигателя, двухзонный климат-контроль, датчики дождя и света, задняя камера, мультимедийная система с навигацией. Правда, на автосалоне так и не были объявлены цены на новинку, но ниссановцы обещают, что розничная стоимость машины будет очень конкурентоспособной по сравнению с другими моделями этого класса, например Ford Focus, Opel Astra, Chevrolet Cruze и др.
По соседству Nissan представил еще одну свою новинку — внедорожник Pathfinder четвертого поколения, который теперь будут собирать на заводе Nissan под Санкт-Петербургом. Новинка получила ряд конструктивных доработок: в частности, обращают на себя внимание новая система интеллектуального полного привода и бесступенчатая трансмиссия X-tronic последнего поколения.
Но главное, эта машина помимо традиционного бензинового мотора теперь будет оснащаться гибридной установкой. Таким образом, Pathfinder станет первым гибридом, производящимся на территории России. Представители Nissan убеждены, что спрос на гибрид на российском рынке будет, к тому же разница в цене на обычную и гибридную модификацию будет не столь значительной — всего 90 тыс. рублей.
Рядом с Nissan впервые разместился стенд бюджетного бренда Datsun, который ниссановцы в этом году начинают выводить на российский рынок. Модели Datsun производятся исключительно в России на конвейере АвтоВАЗа в Тольятти, в основе этих машин лежит чисто российская платформа Lada Granta, да и вообще, по большому счету, японского в этих автомобилях не так уж и много — руководство Nissan говорит в первую очередь об инжиниринге и о выстраивании производственных процессов с участием японских специалистов.

Новый седан Datsun on-DO уже был представлен публике. Помимо этой машины японцы впервые сдернули покрывало с другой модели Datsun — машины в кузове хэтчбек mi-DO. Конструктивно автомобиль почти не отличается от седана и ориентирован в основном на молодежную аудиторию. Дизайн mi-DO получился простенький и без претензий, оригинально смотрятся разве что задние фонари, зато цена новинки будет очень демократичной — до 400 тыс. рублей.

Ладная Lada
Было что посмотреть и на стенде ведущего российского автопроизводителя — АвтоВАЗа. Гвоздем программы здесь стала презентация концепта Vesta. Эту машину теперь называют флагманом вазовского модельного ряда, она должна прийти на смену модели Priora. «Наша цель — вернуть гордость за бренд Lada», — заявил на презентации недавно назначенный глава российского автогиганта Бу Андерссон. На выставке он назвал точную дату старта производства Vesta — через год на заводе в Ижевске, первые машины появятся в салонах дилеров уже в сентябре 2015-го. Стоит признать, что заявленные сроки весьма амбициозны. Особенно если учесть, что Vesta продемонстрирована публике только в статусе концепта, не существует даже предсерийных образцов, как нет и официальной информации о технической начинке и о розничной цене.
Что касается внешнего вида Vesta, то он был встречен публикой в целом благосклонно, если не сказать восторженно. Слышались реплики: «Это единственный автомобиль АвтоВАЗа, на который не стыдно смотреть». Действительно, новый концепт смотрится броско и выразительно благодаря усилиям нового шеф-дизайнера АвтоВАЗа Стива Маттина. Кстати, рядом он представил свой обновленный концепт Х-Ray-2, демонстрирующий видение будущего дизайна российских автомобилей. Первый концепт X-Ray, напомним, вызвал бурю эмоций на прошлом Московском автосалоне два года назад. Тогда Стив Маттин в интервью «Эксперту» рассказывал, что за рублеными, X-образными линями кроется особая философия. Они выражают противоречивость самой России, где одновременно бывает очень холодно и очень жарко, есть очень хорошие и очень плохие дороги, люди внешне могут быть хмурыми, но внутри — добрыми и т. д.
По соседству со стендом АвтоВАЗа состоялась другая громкая премьера: на стенде Chevrolet выкатили концепт новой Chevrolet-Niva. Безусловно, эта модель давно устарела и обновленную версию поклонники этого недорогого внедорожника ждут давно. Однако они были разочарованы, что на выставке опять показали только концепт, а не серийную машину. Производитель обещает, что новую модель начнут выпускать в конце следующего года. При этом машина будет «настоящим» внедорожником, она создается на новой платформе, оснащена новым мотором с повышенным крутящим моментом, а также усовершенствованной системой полного привода.

Уроки китайского

 


Новые модели для своих российских конвейеров представили на выставке и другие производители. Toyota устроила мировую премьеру Toyota Camry, которая, как и прежняя версия, будет выпускаться на заводе под Санкт-Петербургом. Машина заметно изменилась как снаружи, так и внутри. Постарались японцы и с техническим оснащением: специально для российских продаж в Camry сделали новый двухлитровый бензиновый двигатель, который стал мощнее и при этом экономичнее.
Для Renault значимым для производственной программы в России стал представленный на выставке новый Renault Sandero, производство которого недавно переместили из столичного «Автофрамоса» в Тольятти. Ford пытается восстановить пошатнувшиеся в России позиции, представляя в России новый субкомпактный кроссовер EcoSport, который будут делать в Татарстане; большое внимание на выставке привлек и новый Focus, который продолжат выпускать во Всеволожске.
Наконец, очень заметным оказалось выступление китайцев: в этом году около десятка китайских марок оккупировали значительные площади на автошоу. Громче всех выступила компания Great Wall, которая устроила премьеру своего нового премиального суббренда Haval. Машины эти теперь будут производиться в России на новом большом заводе (см. «Китайский концерн Great Wall построит завод под Тулой»).
Внешне новые внедорожники Haval выглядят неплохо. Да, это не премиум от именитых западных марок. Но внешний дизайн и отделка салона — дорогая кожа, светящиеся вставки и проч., — безусловно, шаг вперед для китайцев. Вопрос в том, как будут эти машины ездить и что у них с надежностью и безопасностью. Модели Haval H2 и H6 китайцы планируют продавать в России по 700–800 тыс. рублей. А вот флагман марки, модель H8, будет стоить от полутора миллионов. Пожалуй, есть сомнения, будут ли за такие деньги приобретать пусть и хорошо оснащенные, но все же китайские автомобили.

 

Электрическое поле


Запомнится Московской автосалон и обилием премьер в сегменте премиум. Зарубежные премиальные бренды давно с уважением относятся к России. На выставке они в очередной раз подтвердили, что пока не ощущают падения продаж на здешнем рынке, в отличие от бюджетного сегмента.
Lexus, который на падающем российском рынке умудрился за семь месяцев увеличить продажи на 17%, устроил европейскую премьеру своего компактного кроссовера Lexus NX. Это машина с очень выразительным дизайном, передовыми техническими решениями (чего стоит хотя бы новый турбированный двигатель с так называемым твинскролльным нагнетателем) и рядом новых опций (например, беспроводная зарядка мобильного телефона). К тому же и цена оказалась весьма доступной: от 1,5 млн рублей в базовой комплектации (см. «Доступный премиум»).
С премьерами в Москву приехали и другие премиальные марки. Audi устроила мировой дебют линейки Audi TT нового поколения, представила обновленный Audi RS 7 Sportback, а также Audi R8 LMX с инновационными лазерными фарами, которые не только лучше и качественнее освещают дорогу, но и снижают утомляемость глаз водителя.
Mercedes-Benz впервые в мире показал на своем стенде свой самый быстрый автомобиль — купе S 65 AMG с мотором 630 л. с., обновленное купе CLS 63 AMG 4MATIC и автомобиль со спецзащитой Mercedes S 600 Guard. Правда, в России новинки будут стоить недешево: первая модель будет предлагаться почти за 13 млн рублей.
Что касается технологий будущего, то на выставке на удивление активно поднималась тема электромобилей — Московский автосалон догоняет другие мировые выставочные площадки, где тема экологически чистых электрических машин в последние годы находится в центре внимания. Например, Mitsubishi представила первый электрический кроссовер для российского рынка — модель Mitsubishi Outlander PHEV, которая может заряжаться от обычной розетки. Полная зарядка занимает пять часов, на ней внедорожник может проехать 50 км. Если заряд в батареях кончился, начнет работать двухлитровый двигатель внутреннего сгорания. В России эта модель будет продаваться по цене от 1,8 млн рублей, и представители японского концерна считают, что наш рынок уже созрел для таких технологичных моделей.
А корейская Hyundai решила удивить посетителей концептом Intrado. У этой машины необычно все: каркас кузова сделан из сверхлегкого углепластика, а силовая установка питается водородом. Корейцы не исключают, что именно на водород, а не на электричество будет сделана ставка в ближайшем будущем. Водородные автомобили лишены главного недостатка электромобилей — они не требуют долгой зарядки аккумуляторов и имеют запас хода в несколько сотен километров. Например, Hyundai Intrado может проехать при заправленных водородом баках 600 километров. Но серийные водородные автомобили — это все же вопрос отдаленного будущего.

 

Китайский концерн Great Wall построит завод под Тулой

В канун Московского автосалона под Тулой был дан старт строительству большого завода Great Wall, на котором будут выпускаться представленные на автосалоне внедорожники нового китайского премиального бренда Haval.
Great Wall обещает вложить в новую площадку немалые средства — более полумиллиарда долларов, или 18 млрд. рублей. Предприятие будет рассчитано на выпуск 150 тыс. автомобилей в год, но на полную мощность конвейер заработает не сразу. На первом этапе, к 2017 году, завод должен выйти на ежегодное производство 80 тыс. автомобилей. Это будет предприятие полного цикла, включая цеха штамповки, сварки, окраски и сборки.
В планах китайской стороны — оснащение нового завода по последнему слову производственных технологий. В общей сложности в цехах будет установлено порядка трех сотен роботов, планируется полная автоматизация операций сварки, штамповки и ряда других. Предполагается также, что вокруг завода вырастет производственная и социальная инфраструктура — будут построены крупные склады и базы запчастей, построены специальные трассы для испытания автомобилей, общежития, столовые и другие социальные объекты. В перспективе китайская сторона не исключает возведения зданий для НИОКР, есть планы создания дополнительных мощностей для локализации производства двигателей.
Со своей стороны Тульская область предоставляет китайскому инвестору налоговые преференции сроком на 10 лет. Регион, в свою очередь, получит 1650 рабочих мест на первом этапе ввода производственных мощностей, на втором этапе общее количество рабочего персонала превысит 2500 человек.
Важный момент: новое китайское предприятие станет так называемым якорным резидентом нового индустриального парка «Узловая». Расположенная в 180 км от Москвы и в 40 км от Тулы, промплощадка удобна с точки зрения логистики: рядом федеральная трасса М4, по границам площадки проходит железнодорожная ветка. Общая площадь парка около 2,5 тыс. гектаров; ожидается, что вслед за Great Wall в новый производственный кластер придут другие производители. Управляет индустриальным парком Корпорация развития Тульской области, которая обеспечивает зарождающийся автомобильный кластер всем необходимым. Уже более десятка компаний — производителей автокомпонентов рассматривают «Узловую» в качестве возможной производственной площадки. Также в индустриальном парке предусмотрено создание промышленных зон, строительство временных складских помещений, таможенного терминала, возведение социальных объектов и жилья для работников предприятий-резидентов, создание общественно-деловой зоны.

Доступный премиум

Почему новый премиальный кроссовер от Lexus получился относительно доступным по цене? Рассказывает Кеити Нисияма, заместитель главного инженера проекта Lexus NX.

— Дело в том, что мы начали планировать эту машину в 2009 году, в разгар глобального экономического кризиса. Нас ограничивали в ресурсах и говорили, что автомобиль должен быть доступным. Но ни в коем случае нельзя сказать, что в этом автомобиле мы поступились качеством — это для нас святое. У этой машины много уникальных опций, например функция складывания заднего сиденья нажатием кнопки с водительского места. Скажем, вы подъезжаете к мебельному магазину, откуда вам нужно забрать диван. Сдаете задним ходом, тут же нажимаете две кнопки, и когда машина запарковалась, пространство в салоне освобождено для габаритного груза. Что касается конструкции автомобиля, то для нас настоящим вызовом была задача создать именно для этой машины качественный турбированный двигатель. Дело в том, что компания Toyota в последние годы не очень высоко оценивала будущее турбированных двигателей. Как известно, большой минус турбированных моторов — так называемая турбояма, а также высокое потребление топлива. Нам удалось решить эти проблемы с помощью оригинальных технических решений, в частности применения так называемого твинскролльного нагнетателя. Мы также использовали жидкостно-воздушный интеркулер, который следит за тем, чтобы в турбину поступал воздух нужной температуры. Еще один важный момент: мы снизили коэффициент трения в ключевых деталях двигателя. В результате мотор получился очень динамичным и одновременно экономным. Я лично ездил на этой машине, и расход топлива составил шесть-семь литров на сто километров. Ну а то, что мы припозднились с появлением в нашей модельной линейке компактного кроссовера, — тут вы совершенно правы. В этом сегменте рынка уже присутствуют такие модели, как BMW X3 и Audi Q5.

 

«Мы уже часть российского автопрома»

 

О роли иностранных компаний в развитии российского автопрома «Эксперту» рассказал Гийом Картье, старший вице-президент компании Nissan по продажам и маркетингу в Европе.

— Да, сейчас продажи автомобилей на российском рынке падают, но мы считаем, что даже в среднесрочной перспективе авторынок России будет расти и станет самым крупным в Европе. Это лишь вопрос времени. Россия для Nissan уже пятый по важности глобальный рынок после США, Китая, Японии и Мексики. В России мы выпускаем наши машины уже на четырех заводах. Благодаря развитию производственной программы мы рассчитываем нарастить свое присутствие: если сейчас Nissan принадлежит 6,5 процента российского авторынка, то в скором времени мы рассчитываем поднять этот показатель до 10 процентов. Волнуемся ли мы по поводу возможных санкций против России? Безусловно, это очень острый вопрос для нас, но мы считаем, что санкции не должны нас коснуться, потому что мы, по сути, уже часть российского автопрома.
Очень больной вопрос для каждого автопроизводителя в России — колебания курса рубля, так как при ослаблении российской валюты ощутимо растут цены. Избавиться от этих рисков мы планируем также с помощью развития нашей производственной программы и локализации продуктов, комплектующие для которых будут закупаться за рубли у местных поставщиков.
Например, в наш завод под Санкт-Петербургом мы вкладываем 170 миллионов евро в дополнение к 200 миллионам, которые уже инвестировали. В результате мы увеличиваем производственные мощности с 50 тысяч до 100 тысяч автомобилей в год и теперь производим пять моделей: Nissan Teana, X-Trail, Murano, а также Qashqai и представленный здесь на автосалоне новый Pathfinder.