Наука и судьба

Книги
Москва, 15.09.2014
«Эксперт» №38 (915)

В  ХХ столетии произошли две великие революции, радикально изменившие планету: научная и социальная. Обе опирались на революции в науках, соответственно, в физике и в социологии. Карл Поппер был одним из немногих мыслителей, попытавшихся найти философские ответы на вызовы обеих революций, причем используя общую методическую основу, которую сам же и разработал.
Родившийся в начале века в Вене, столице одной из империй, исчезнувших в результате войны и революции, и одновременно одной из интеллектуальных столиц мира, Поппер не мог не почувствовать накала революционных событий и связи между революциями в, казалось бы, столь разных областях человеческого существования. Собственно этому и посвящена книга великого философа. Поэтому она не столько о фактах его жизни, сколько о рождении и становлении идей, которые определили его интеллектуальную судьбу и, во многом, развитие всей философии ХХ века.
Поступив в 1918 году в Университет Вены, где он изучал физику и математику, Поппер оказался вовлеченным в политические дискуссии, которыми было охвачено все австрийское общество, и увлекся марксизмом, более того — коммунизмом. Впрочем, юный еще философ довольно быстро разочаровался в их теории и практике. «Как только я взглянул на марксистскую теорию критическим взглядом, дыры, пробелы и противоречия в ней стали для меня очевидными», — пишет Карл Поппер. При этом Поппер сохранил уважение к рабочему, социалистическому движению, участники которого, по его словам, были вдохновлены удивительной верой в свою миссию — освобождение человечества — и на этом пути стремившиеся к постоянному самосовершенствованию. «Если бы могла существовать такая вещь, как социализм в сочетании с индивидуальной свободой, я оставался бы социалистом до сих пор», — признается философ.
Но Поппер формулирует максиму, верным которой он оставался до конца своих дней: «Свобода важнее равенства». Именно из этого убеждения родилась уже в годы Второй мировой войны знаменитая книга «Открытое общество и его враги», в которой Карл Поппер рассматривает философские учения Платона, Аристотеля и Маркса с точки зрения их соответствия, во-первых, требованиям своей максимы и, во-вторых, тем требованиям, которым, по мнению Поппера, должна отвечать всякая наука (а марксизм претендовал на это звание). Впрочем, это было позже, а в 1919 году Поппер побывал на лекции Эйнштейна, которая потрясла его и во многом предопределила его интересы в области философии науки. Уже тогда наметилось его противостояние с господствовавшим в среде ученых, в первую очередь физиков, позитивизмом — философией, отрицавшей традиционную философию с ее претензией на некое общее знание. «Я пришел к выводу, — пишет Поппер, — что научный подход — это критический подход, который ищет не верификаций, а решающих проверок — проверок, которые могли бы опровергнуть проверяемую теорию, но никогда не утверждать ее истинность». Проблема истинности научной теории стала для Поппера главной научной проблемой, ей посвящена значительная часть его трудов. Зд

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №38 (915) 15 сентября 2014
    На Украине пока тихо
    Содержание:
    Зачем такое подписывать

    Смысл заключенного соглашения о перемирии не в конкретных пунктах документа, а в необходимой сторонам паузе. С высокой вероятностью через какое-то время боевые действия продолжатся, и о достигнутых ранее договоренностях никто и не вспомнит, как никто давно уже не вспоминает о Женевском соглашении

    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Потребление
    Банковское обозрение
    На улице Правды
    Реклама