Тракторы для новых фермеров

Наталья Литвинова
15 сентября 2014, 00:00
Предоставлено компанией СП АГКО РМ
«Механические танцы» были призваны продемонстрировать маневренность техники

Вы когда-нибудь видели, как танцуют комбайны и тракторы? Презентацию новой линейки тракторов бренд Massey Ferguson (входит в группу AGCO) устроил в творческой манере — шоу под названием «Механические танцы» было впечатляющим. На мероприятие компания собрала сотни журналистов, тысячи дилеров и сельхозпроизводителей со всего мира. Шоу ста ло кульминацией конференции «Видение будущего» в городе Бове, где создатели техники Massey Ferguson продемонстрировали  новый  подход  к разработке тракторов малой мощности (60–130 л. с.), необходимых практически в любом хозяйстве и совершенно незаменимых на небольших фермах.

Суть нового подхода: в простейших небольших тракторах применили новейшие технические разработки XXI века, что повышает надежность техники, облегчает работу механизатора, минимизирует потери. Так, новая механическая коробка (на 8 или 12 передач) синхронизирована — можно переключать передачи, не останавливая трактор; в гидравлике используется сдвоенный насос, что позволяет значительно повысить производительность при использовании навесного оборудования (косилка, культиватор и т. п.); усиленный задний мост увеличивает срок работы техники. Список новшеств можно продолжать. К тому же у разработчиков остались идеи и на будущее: например модульные конструкции с установкой силового агрегата, которые можно использовать как источник электроэнергии на разных участках фермы, или гибридные водородные двигатели и т. п.

Как рассказал директор по развитию торговой марки Кэмпбелл Скотт, в разработку конструкции вложено 350 млн долларов. 90% всех деталей и компонентов разработано специально для этой линейки, продолжительность лабораторных и полевых испытаний в самых разных условиях (от Аризоны в США до Лусаки в Замбии) составила 36 тыс. часов. Основные рынки сбыта этих тракторов — традиционные для Франции зоны влияния — Африка и Ближний Восток, а также Турция, некоторые европейские страны.

О поставках этих моделей на российский рынок речи  пока нет. Большую часть продаж импортной техники у нас составляют комбайны и тракторы от третьего класса (190–400 л. с.), их приобретают крупные успешные хозяйства, располагающие средствами на покупку современной и эффективной техники. Остальные сельхозпредприятия, особенно небольшие хозяйства — основные потенциальные покупатели небольших тракторов, используют что придется. По экспертным оценкам Юрия Зябкина, коммерческого директора СП АГКО РМ, в составе парка сельхозтехники у нас только 20% — импортные машины западных брендов. Остальные 80% — это та отечественная (включая белорусскую) техника, которую закупают для обновления парка крепкие середнячки, используя госпрограммы субсидирования. Наконец, на поля выходит и совсем старая, порой еще советская, техника, которая эксплуатируется по 15–25 лет. Небольшие отечественные сельхозпроизводители стремятся минимизировать расходы, и для них цена является решающим фактором, даже несмотря на то, что потери урожая при использовании устаревшей техники могут достигать 20–25%. Импортный трактор дороже белорусского того же класса мощности на 20–30%. «Из импортной техники мы покупаем только мощные тракторы, аналоги которых в России просто не производятся, — рассказывает Сергей Антипов, заместитель директора хозяйства “Заря” (Тульская область). — Если же речь идет о небольших тракторах, то это, конечно, МТЗ —  продукцией Минского тракторного завода мы пользуемся не один десяток лет. Эту технику мы знаем, наши механизаторы могут ее быстро починить, запчастей на складе много. Она подходит для нашего навесного оборудования. Ну и чуть ли не самый важный фактор —  цена. Мало того что наши тракторы значительно дешевле, так на них еще можно получить субсидирование, либо федеральное, либо региональное, плюс лизинговые программы. Покупать же импортные тракторы за свои средства — так мало кто может вытащить из оборота сразу несколько миллионов. Банковские кредиты без субсидий вообще неподъемны».

Завоевать рынок западные бренды смогут лишь тогда, когда их техника станет местной — местная сборка с высокой (свыше 50%) локализацией позволит ей участвовать в лизинговых программах с госфинансированием. Практически все западные бренды активно  развиваются в этом направлении. Есть сборочное производство у компаний New Holland, Claas, а John Deer на своем оренбургском предприятии по некоторым видам техники уже превысил 50% локализации. Группа АГКО, куда кроме Massey Ferguson входит еще ряд мировых брендов, создав СП с «Русскими машинами», уже начала собирать ряд моделей на заводе в Голицыне. По некоторым видам техники локализация здесь составила около 30%, для того чтобы достичь 50%, понадобится не меньше трех лет. Тогда и шансов зайти на рынок с небольшими тракторами станет гораздо больше.