Изысканная вязь

22 сентября 2014, 00:00

Изысканная вязь

Оскар Уайльд — эстетствующий герой выставки в Пушкинском 230.jpg НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ, ЛОНДОН
Оскар Уайльд — эстетствующий герой выставки в Пушкинском
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ, ЛОНДОН

В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. открывается одна из ключевых выставок Года Россия—Великобритания — «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России». Художник и писатель, оба утонченные эстеты, объединены одним сюжетом, но зато каким — в 1891 году Уайльд написал «Саломею», пьесу на библейский сюжет, а Бердслей сделал иллюстрации — 16 рисунков тушью, в которых чувствуется его увлечение японской живописью и которые признаны вершиной его творчества. «Саломея» разлетелась по миру в гравюрах, но в Пушкинский привезут оригинальные рисунки из лондонского Музея Виктории и Альберта.

Также на выставке покажут фото и мемории Уайльда, другие работы Бердслея и произведения русских художников Серебряного века, попавших под его влияние, — Константина Сомова, Льва Бакста и других.

 

Неизвестный Лентулов

«Автопортрет со скрипкой» — пример аналитического кубизма в творчестве Лентулова 231.jpg ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
«Автопортрет со скрипкой» — пример аналитического кубизма в творчестве Лентулова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

Имя Аристарха Лентулова известно широко, но как правило, по одной работе — пестрой кубистической мозаике куполов Василия Блаженного из собрания Третьяковки. Последняя ретроспектива мастера была 27 лет назад — можно считать, что галерея «Наши художники» хотя бы частично заполняет образовавшуюся лакуну. На выставке «Аристарх Лентулов. Плоть вещей» представлены 20 работ из частных собраний Москвы и Петербурга и четыре — из Третьяковской галереи. Все они исполнены в 1910-е — начале 1920-х, когда вместе с Кончаловским, Ларионовым и Машковым Лентулов основал «Бубновый валет», когда экспериментировал со стилями, «заглядывая» то в немецкий экспрессионизм, то в кубофутуризм, когда его работы становились «пощечиной общественному вкусу» и даже удалялись с выставок цензурой.

 

Уйти из музея с картиной

Работа одного из «белютинцев» Владислава Зубарева «Воздвижение веры», 1978 год 232.jpg ФОНД РУССКОГО АБСТРАКТНОГО ИСКУССТВА
Работа одного из «белютинцев» Владислава Зубарева «Воздвижение веры», 1978 год
ФОНД РУССКОГО АБСТРАКТНОГО ИСКУССТВА

В Русском музее открывается выставка, подготовленная совместно с недавно образованным Фондом русского абстрактного искусства. Экспозиция «За гранью предметности в русском искусстве второй половины ХХ века» представляет одну недостаточно изученную страницу в истории 1960–1970-х годов, связанную с Элием Белютиным и его студией «Новая реальность». Художник, педагог и теоретик искусства, Белютин разработал особый метаязык и системный аналитический подход к созданию изображений. Фонд русского абстрактного искусства располагает уникальной коллекцией, которая впервые будет показана в столь значительном объеме. На выставке также будут представлены фрагменты дневников художников и примеры белютинских заданий, на основе которых любой желающий сможет создать собственное произведение искусства в залах Русского музея.

 

Два Тавернера в Москве

На фестивале прозвучат как произведения композитора Возрождения Джона Тавернера, так и его потомка и полного тезки, нашего современника 233.jpg ПРЕДОСТАВЛЕНО БРИТАНСКИМ СОВЕТОМ
На фестивале прозвучат как произведения композитора Возрождения Джона Тавернера, так и его потомка и полного тезки, нашего современника
ПРЕДОСТАВЛЕНО БРИТАНСКИМ СОВЕТОМ

Концерт в Большом зале консерватории 23 сентября завершает фестиваль «От Тавернера к Тавернеру. Пять столетий английской духовной музыки» и посвящен памяти выдающегося британского композитора сэра Джона Тавернера, умершего в прошлом году. Тавернер интересовался российской культурой и даже положил на музыку «Реквием» Ахматовой, а в 1977 году принял православие и с тех пор часто искал вдохновение в русской духовной музыке. Вместе со старинной духовной музыкой на концерте прозвучит «Реквием» Тавернера, мировая премьера которого состоялась месяц назад в Королевском Альберт-холле. В Москве, как и в Лондоне, его исполнит ансамбль The Tallis Scholars, для которого он и предназначался композитором. Сольную партию в московском варианте исполнит молодая оперная звезда Юлия Лежнева.