«Лунные зайцы» создают легенды

Елена Николаева
22 сентября 2014, 00:00

— Что, по-вашему, нужно, чтобы выйти на рынок? — Необходимы уникальная компетенция и уверенность в успехе.

Сияющие вечерние витрины московского Столешникова переулка. Кутающиеся в пледы люди, проводящие последние погожие вечера на веранде раскрашенного под хохлому здания — бара Дениса Симачева на пересечении с Большой Дмитровкой. Стратегически важное пересечение путей сотрудников фэшн-индустрии. Поблизости расположены издательский дом Conde Nast, представительства международных домов моды, H&M, «ДжамильКо», через дорогу — бутики Hermès, Louis Vuitton, Christian Louboutin, Prada, Van Cleef & Arpels, Cartier и другие, шоурумы. Иметь здесь офис для тех, кто хочет работать с этой сферой, означает быть в обойме и, учитывая стоимость аренды, возможность продемонстрировать: дела идут хорошо. В Lunar Hare — агентстве, которое занимается консалтингом в области моды, это знают — у них двухэтажный офис в особняке, на второй линии улицы брендов, там же находится шоурум на две-четыре тысячи наименований одежды, обуви и аксессуаров; так вот: аренда помещения — это 50% всех их расходов.

Хозяева офиса, основатели Lunar Hare Юлия Русанова, Вера Панова и Александр Перепелкин объединили компетенции, чтобы создавать инновационные продукты и услуги, — получился уникальный для российского рынка фэшн и стиля жизни продукт. Фактически они продают комплексное решения задач: как выстроить стратегию, выйти на рынок, на покупателя, как создать бренд и устроить рекламную кампанию, которую запомнят все, или незабываемую вечеринку и многое другое (включая техзадание «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»).

Мир меняется стремительно: упустил новую технологию, сделал ставку не на ту — прогорел. Вместо привычной пары коллекций в год модные дома сегодня выпускают и круизную коллекцию, и pre-fall. На российском рынке западным брендам нужен местный консультант, который объяснит специфику, познакомит с журналистами, будет отвечать за пресс-коллекции. Это тот случай, когда предложение рождает спрос: нужен внешний агент, который будет следить за трендами. В штате таких людей иметь почти бессмысленно — лучшие уйдут и откроют свое дело.

Lunar Hare работает с 2010 года, в 2012-м оборот составил порядка 50 млн рублей, через два года — уже 120 млн. В списке клиентов — Manolo Blahnik, Michael Kors, Longchamp, H&M и запуск его коллабораций с Lanvin, Versace, Marni, Maison Martin Margiela, Isabel Marant. Casadei, ASOS, Calzedonia, Monki, Intimissimi, Falconeri, Alberto Guardiani, Martini, Moet & Chandon, Veuve Clicquot, Jaguar Lаnd Rover, универмаг «Цветной» и медиа — Interview, «Сноб» и другие, в том числе из финансовой сферы.

Никогда не обедайте в одиночестве

Сначала их было двое. Сотрудницы банка «Русский стандарт» Вера, замначальника управления по связям с общественностью, и Юлия, начальник управления отдела рекламы пересекались по службе, потом стали вместе обедать, анализировали свой опыт работы, связи и в какой-то момент поняли, что в профессии достигли определенного потолка. А еще они поняли, что на рынке определенно есть пустующая ниша: «Огромную часть работы пиар-агентств и рекламных агентств нам приходилось делать самим — уж больно они узконаправленные, не предлагают комплексных решений. Мы подумали: почему бы нам вообще самим этим не заняться? Деньги немаленькие, а ниша практически свободна», — вспоминает Вера Панова. Несколько месяцев эту идею крутили, обсуждали. Обсуждения за чашкой кофе могли так и остаться обсуждениями, но все зашло намного дальше: было зарегистрировано юрлицо, даже два — с расчетом, например, что кому-то удобно работать по упрощенной схеме налогообложения, а другим — по общей форме.

Название Lunar Hare — «лунный заяц» — выбрали от безысходности и, казалось, совершенно не по делу. Вымышленное существо из книги Борхеса, по легенде, бросившееся в огонь, чтобы накормить Будду. За это душа его была отправлена на луну, чтобы под сенью акации смешивать в волшебной ступке снадобья, входящие в эликсир бессмертия. Естественно, первый же знакомый менеджер, на котором название тестировали, сказал, что если его директор по рекламе принесет договор с агентством «Лунный Заяц», бумаги немедленно будут отправлены в помойку. Для подстраховки назвались LH-маркетинг. Но сами знали: они — «зайцы».

Осенью 2008 года Юлия Русанова из банка ушла. Ее пригласили разрабатывать программу лояльности "MasterCard избранное" для владельцев премиального сегмента. Сразу договорились - Вера через какле-то время уволится и тоже присоединится к проекту. Взяв на себя  PR. За полтора года, будущие предпринимательницы, в качестве наёмных менеджеров, прошли первую обкатку своих тезисов и будущей концепции общего бизнеса.  

А еще Юлия с Верой встретили Сашу. Александр Перепелкин пришел в набиравшуюся команду, «поженить» MasterCard с Fashion Life Style, обладая опытом в этой сфере. И тут все окончательно сложилось — «зайцев» стало трое, определилась и специализация. «Мода и стиль жизни — это довольно узкий сегмент. Обычные агентства, которые обслуживают его, не работают в других областях, и наоборот. То есть нет никакой миграции. А у нас появилась полноценная экспертиза в этой области. Имея опыт работы в других агентствах, я понимал, что рынок достаточно свободный. Скажем так, он богат разными агентствами, но никто из них не предлагает экспертизу и уровень услуг, сравнимый с мировым», — вспоминает Александр Перепелкин. Юлия Русанова в расконсервированном Lunar Hare заняла должность гендиректора, Вера Панова приняла на себя ответственность за финансовую часть и персонал, а Александр Перепелкин привлекает новых клиентов.

Клиенты

Нескольких первых потенциальных клиентов из мира моды и того, что называется лайфстайл, а также из корпоративной банковской сферы привело сарафанное радио. Фактически агентство Lunar Hare начало работать под заказы. «К нам сразу же пришел клиент, которому был нужен не только пиар, а которому была нужна комплексная программа запуска. Это был универмаг “Цветной”, мы разрабатывали для них и сайт, и всю концепцию. Нам сразу же пришлось расширить комплекс услуг», — вспоминает первый опыт Вера Панова. Дальше был «Сноб», которому нужно было привлечь каких-то новых интересных людей, но при этом оставить элемент эксклюзивности, H&M, для встречи представителей которого был срочно оборудован первый офис — всего 53 метра — в Artplay. «Поначалу, и довольно долго, на многих проектах мы практически не зарабатывали. Потому что нам было важно собрать портфолио качественных проектов, которые нам интересно делать», — объясняет стратегию Русанова. «А дальше самой лучшей рекламой была и остается наша репутация. Другой сильнейший драйвер, который появился уже в процессе, — уникальное предложение, то, чем не могут похвастаться другие агентства. И вот это стараемся развивать с нашими иностранными партнерами», — добавляет Александр Перепелкин.

На стыке технологий

Основные компетенции Lunar Hare — пиар в моде и лайфстайле, CRM, спецпроекты — маркетинговые, веб-решения и аналитика. Но работа с клиентами всегда проходит на стыке разных сфер. И для решения каждой новой задачи задействованы, как правило, все отделы. Плюс для ряда зарубежных брендов Lunar Hare является пресс-агентом, то есть распределяет вещи из коллекций будущих сезонов на съемки в модные журналы. «Проходят четыре основные недели моды: Нью-Йорк, Лондон, Милан, Париж. Сейчас осень — и все представляют весну-лето. Байеры делают заказы для магазинов, а пресс-агенты получают пресс-коллекции. И журналисты, посмотрев эти коллекции, начинают заказывать вещи, которые будут доступны через несколько месяцев, для съемки, поскольку журнал делается за два-три-четыре месяца. Количество шоурумов с одеждой зависит от успешности и размера бренда: например, наш клиент H&M может себе позволить иметь его в каждой из 56 стран присутствия. Какие-то клиенты, такие как большие дома моды, например, те же Chanel и Louis Vuitton, не могут содержать пресс-коллекции на всех рынках, где они продаются. У них коллекции, например, в Париже, в Лондоне, в Нью-Йорке, может быть, в Милане. А все остальные рынки получают коллекцию на несколько недель. Она приезжает, все ее снимают, и уезжает. Поэтому многие серьезные журналы, как Vogue, например, много съемок проводят за границей. Если русский журнал проводит в Лондоне съемки, значит, мы отправляем вещи в Лондон», — объясняет Александр. В шоуруме представлено от 2000 до 4000 образцов одежды, обуви и аксессуаров. Ежедневно у Lunar Hare забирают на съемки 150–200 образцов.

Калькулятор

В штате Lunar Hare 29 сотрудников плюс две — в декрете, итого 31. Это маркетологи, пиар-, ивентменеджеры, специалисты по продвижению в соцсетях (SMM), дизайнеры, специалисты по мониторингу и аналитике, бэк-офис. Найти сотрудников — одна из самых сложных задач, хотя на каждую вакансию присылают по 60 резюме. Средняя зарплата — 76 тыс. рублей. ФОТ — 2,8 млн рублей. 50% всех трат — аренда имиджевого офиса в Столешниковом переулке.

Динамика «клиентов» счету не поддается, опыт предпринимателей показал, что прогнозы тут не работают. На спрос влияет множество факторов начиная с политической и экономической конъюнктуры. Годовой оборот — 120 млн рублей.

Прибыль реинвестируется. Все больше проектов находится в разработке. Но всегда существует серьезный кассовый разрыв между выплатами агентства подрядчикам и получением денег от клиента. Условия многих контрактов предполагают: порядка 60 дней постоплаты, на которую проект нужно полностью прокредитовать, и еще иметь «подушку безопасности».

В ближайших планах Lunar Hare — амбициозный запуск интернет-ресурса про моду.