Небанальные мысли о предпринимательстве

Книги
Москва, 29.09.2014
«Эксперт» №40 (917)
Многие проблемы предпринимательства при ближайшем рассмотрении оказываются не столь очевидными, как это обычно считается

В 1996 году в Швеции была учреждена премия за исследования в области предпринимательства и малого бизнеса. Премия сразу позиционировалась как международная награда. Из года в год ею награждались звезды мировой науки (упомянем для примера Дэвида Берча, Уильяма Баумола, Израэля Кирцнера, Пола Рейнольдса). В итоге, несмотря на далеко не рекордный наградной фонд (ныне — 100 тыс. евро), она приобрела в своей сфере репутацию неофициальной Нобелевской премии, а в 2009 году была переименована во Всемирную премию за исследования в области предпринимательства. Собрание «нобелевских» лекций лауреатов этой премии за 1996–2010 годы вышло на русском языке.

Сразу оговоримся, что рекомендуемая книга — издание научное. Это вовсе не сборник рецептов «как стать миллионером». Начинающий бизнесмен не почерпнет из нее практичных советов (разве что убедится: без особой нужды бросаться в омут предпринимательства не стоит). Но для тех, кого интересует природа предпринимательства, его не мифологизированная, а реальная роль в рыночной экономике, эта книга может стать интереснейшим источником неизвестных, а то и сознательно игнорируемых фактов и небанальных размышлений о предпринимательстве.

Описать в короткой рецензии шестнадцать очень разных статей невозможно. Мы сталкиваемся в книге и с размышлениями о природе предпринимательства, например со знаменитой концепцией восприимчивости или бдительности (alertness) Израэля Кирцнера (лауреат 2006 года), обнажившего родство предпринимательства с простой спекуляцией. Нехитрая комбинация «Купи дешевле, продай дороже» является ключевой для предпринимательского процесса в том смысле, что требует, чтобы спекулянт увидел, где ее можно осуществить: «Предпринимательство — вовсе не о том, чтобы присвоить себе десять долларов, вырвав из рук другого человека; оно заключается в [выработке] понимания того, что у вас есть рука, чтобы взять их».

Именно формирование навыка извлечения «ждущей быть ухваченной», но незамеченной другими прибыли составляет родовую черту всех предпринимателей, начиная с уже упомянутых спекулянтов и вплоть до изобретателей-новаторов, если те стремятся к коммерческому успеху, а не заняты чистой наукой. Читая Кирцнера, невольно задумываешься, как мало внимания наше высшее образование, казалось бы, перенявшее на Западе все, что нужно и что не нужно, уделяет разбору кейсов, доминирующему в зарубежной подготовке экономистов-практиков. Ведь, проработай студент сотню-другую случаев коммерческих успехов отечественных фирм со всеми неэталонными особенностями их бизнеса, глядишь, и отрастил бы себе ту самую руку, о которой пишет Кирцнер.

Другая проблема, которую так или иначе затрагивают многие лауреаты, — это условия, способствующие развитию предпринимательства. И, как выясняется, тут тоже мало что соответствует стереотипам. Скотт Шейн, лауреат 2009 года, например, пишет: «Не существует положительной зависимости между экономическим ростом и количеством типичных стартапов. Чем богаче страны, тем меньше доля стартующих бизнесов».

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (917) 29 сентября 2014
    Что стоит за рекордным IPO Alibaba?
    Содержание:
    В пещеру за деньгами

    Успешное IPO крупнейшего китайского онлайн-торговца на Нью-Йоркской фондовой бирже — показатель того, насколько Китай и США сегодня вырвались вперед в мировой интернет-гонке

    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама