Небанальные мысли о предпринимательстве

Андрей Юданов
доктор экономических наук, профессор
29 сентября 2014, 00:00

Многие проблемы предпринимательства при ближайшем рассмотрении оказываются не столь очевидными, как это обычно считается

В 1996 году в Швеции была учреждена премия за исследования в области предпринимательства и малого бизнеса. Премия сразу позиционировалась как международная награда. Из года в год ею награждались звезды мировой науки (упомянем для примера Дэвида Берча, Уильяма Баумола, Израэля Кирцнера, Пола Рейнольдса). В итоге, несмотря на далеко не рекордный наградной фонд (ныне — 100 тыс. евро), она приобрела в своей сфере репутацию неофициальной Нобелевской премии, а в 2009 году была переименована во Всемирную премию за исследования в области предпринимательства. Собрание «нобелевских» лекций лауреатов этой премии за 1996–2010 годы вышло на русском языке.

Сразу оговоримся, что рекомендуемая книга — издание научное. Это вовсе не сборник рецептов «как стать миллионером». Начинающий бизнесмен не почерпнет из нее практичных советов (разве что убедится: без особой нужды бросаться в омут предпринимательства не стоит). Но для тех, кого интересует природа предпринимательства, его не мифологизированная, а реальная роль в рыночной экономике, эта книга может стать интереснейшим источником неизвестных, а то и сознательно игнорируемых фактов и небанальных размышлений о предпринимательстве.

Описать в короткой рецензии шестнадцать очень разных статей невозможно. Мы сталкиваемся в книге и с размышлениями о природе предпринимательства, например со знаменитой концепцией восприимчивости или бдительности (alertness) Израэля Кирцнера (лауреат 2006 года), обнажившего родство предпринимательства с простой спекуляцией. Нехитрая комбинация «Купи дешевле, продай дороже» является ключевой для предпринимательского процесса в том смысле, что требует, чтобы спекулянт увидел, где ее можно осуществить: «Предпринимательство — вовсе не о том, чтобы присвоить себе десять долларов, вырвав из рук другого человека; оно заключается в [выработке] понимания того, что у вас есть рука, чтобы взять их».

Именно формирование навыка извлечения «ждущей быть ухваченной», но незамеченной другими прибыли составляет родовую черту всех предпринимателей, начиная с уже упомянутых спекулянтов и вплоть до изобретателей-новаторов, если те стремятся к коммерческому успеху, а не заняты чистой наукой. Читая Кирцнера, невольно задумываешься, как мало внимания наше высшее образование, казалось бы, перенявшее на Западе все, что нужно и что не нужно, уделяет разбору кейсов, доминирующему в зарубежной подготовке экономистов-практиков. Ведь, проработай студент сотню-другую случаев коммерческих успехов отечественных фирм со всеми неэталонными особенностями их бизнеса, глядишь, и отрастил бы себе ту самую руку, о которой пишет Кирцнер.

Другая проблема, которую так или иначе затрагивают многие лауреаты, — это условия, способствующие развитию предпринимательства. И, как выясняется, тут тоже мало что соответствует стереотипам. Скотт Шейн, лауреат 2009 года, например, пишет: «Не существует положительной зависимости между экономическим ростом и количеством типичных стартапов. Чем богаче страны, тем меньше доля стартующих бизнесов». И добавляет: «Поэтому, если вы хотите найти страну, где больше всего предпринимателей, — езжайте в Африку или Южную Америку».

Причины этой закономерности понятны: в богатой, стабильной стране много возможностей хорошего заработка, не связанных с рисками предпринимательства. А требования к качеству самого бизнеса в зрелой экономике существенно выше, чем в неразвитой стране, что отпугивает случайных людей от организации дела. Надо ли в свете этих надежно подтвержденных фактов болезненно приглядываться, достаточно ли высок в России процент предпринимателей? И не стоит ли обратить внимание не на количество, а на качество создаваемых бизнесов?

Этот вопрос прямо подводит к комплексу проблем государственной политики в сфере предпринимательства. Дэвид Стори (лауреат 1998 года), например, не стесняясь, пишет о «блистательном отсутствии четких целей в области поддержки малого и среднего предпринимательства». И о том, что «правительства предпочитают формулировать некие списки различных мер политики», не слишком заботясь о том, чтобы позже проверить, было ли их применение эффективным.

Не правда ли, все знакомо? Идея «Поддерживать малый бизнес хорошо, а не поддерживать — плохо» возведена в российском общественном сознании в ранг аксиомы именно в этой нехитрой форме. Между тем мировые светила науки о предпринимательстве, которые по своему статусу, казалось бы, должны быть ярыми апологетами господдержки, указывают, что она часто выливается в чисто популистские меры и бесцельную трату казенных денег. «Но что же делать? Все довольно просто. Прекратить субсидирование “типичных” новых фирм и сосредоточиться на компаниях с высоким потенциалом роста», — пишет Шейн.

В заключение нашего заведомо неполного описания книги хочется отметить, что она сделана по-академически добротно. Отчасти это заслуга оргкомитета шведской премии. Лекция каждого из лауреатов снабжена подробным описанием того, что он сделал в науке, — не избалованные качественными обзорами современной литературы российские читатели, прежде всего студенты и преподаватели, несомненно, оценят такую подачу. Но нужно похвалить и работу коллектива, готовившего русское издание: в кои-то веки перевод не вызывает желания посмотреть в оригинал, чтобы понять, о чем идет речь. А послесловие, написанное Александром Чепуренко, удачно перебрасывает мост от западных реалий к российским проблемам предпринимательства.

Современные классики теории предпринимательства: Лауреаты международной премии за вклад в исследования предпринимательства и малого бизнеса (1996–2010). Пер. с англ.; под ред. Чепуренко А. Ю. — М.: ВШЭ, 2013. — 526 с. Тираж 600 экз.