В пещеру за деньгами

Успешное IPO крупнейшего китайского онлайн-торговца на Нью-Йоркской фондовой бирже — показатель того, насколько Китай и США сегодня вырвались вперед в мировой интернет-гонке

Иллюстрация: Yahoo! Finance

Первичное размещение акций китайского гиганта интернет-торговли Alibaba оказалось чрезвычайно успешным. Компании удалось привлечь с рынка рекордные 25 млрд долларов примерно за 13% акций, и уже в первый день торгов ее капитализация превысила 230 млрд долларов. По показателям размещения Alibaba превзошла предыдущего лидера высокотехнологических IPO — компанию Facebook, которая в мае 2012 года привлекла чуть более 16 млрд долларов, что обеспечило компании капитализацию более 100 млрд долларов.

В связи со столь успешным размещением скептики заговорили о том, как бы с Alibaba не повторилась та же история, что и с Facebook и Twitter, чьи акции вскоре после очень успешного IPO начали падать, не принеся инвесторам ничего, кроме убытков. Однако Alibaba — принципиально иной случай. В отличие от соцсетей, которые традиционно испытывают проблемы с монетизацией своих клиентских сервисов, Alibaba работает в сфере электронной торговли, поэтому ее бизнес гораздо устойчивее.

«Интерес инвесторов к Alibaba объясняется тем, что рынок интернет-торговли Китая огромен. В КНР сегодня 630 миллионов человек пользуются интернетом, а к концу следующего года их может стать 850 миллионов. Из нынешних пользователей интернета около 280 миллионов человек — покупатели Alibaba. Китайский рынок интернет-торговли только в этом году вырастет примерно на 60 процентов, до 300 миллиардов долларов, — рассказал “Эксперту” Густаво Галиндо из инвестфонда Russell Investments. — Нужно понимать, что в отличие от рынков США или Европы он будет продолжать очень быстро расти, и это открывает огромные возможности для заработков таких компаний, как Alibaba. Это отличает ситуацию с IPO Alibaba от первичного размещения Facebook, который, будучи американской компанией, зарабатывает деньги в основном на рынках США и Европы, где темпы роста значительно ниже».

 

На китайской волне

У нынешнего успеха Alibaba две причины. Первая — тот самый динамичный рост китайского рынка интернет-торговли. Согласно опросу, проведенному GroupM в июне 2014 года, в Китае 71% интернет-покупателей предпочитают делать покупки именно в Сети, а не в обычных магазинах. Это повлияет на будущее ритейла в КНР: сегодня на интернет-торговлю там приходится всего 6% розницы, но эта доля неизбежно вырастет. Для сравнения: в Британии доля онлайн-продаж в торговле приблизилась к 20%. Конечно, Британия по этому показателю лидер, Китай нескоро выйдет на такой уровень, однако целый ряд особенностей указывает, что и слишком уж отставать китайцы долго не будут.

Интернет-покупатели в Китае отличаются от таковых в Европе, России или Северной Америке тем, что самыми популярными товарами для интернет-покупок там являются одежда, обувь и аксессуары. Согласно опросу China Internet Network Information Center (CNNIC), 76% интернет-покупателей приобретали одежду. Популярны также товары для дома и потребительская электроника (их приобретало более половины опрошенных китайских интернет-покупателей).

Результаты исследования консалтинговой компании McKinsey свидетельствуют, что интернет-покупатели в крупных городах Китая (Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Шэньчжэнь) тратят почти пятую часть своих доходов (18%, по данным McKinsey) на онлайн-покупки. В год у них уходит на это до 1,1 тыс. долларов. В городах среднего размера интернет-покупатели тратят в интернет-магазинах несколько меньше (720–750 долларов в год). Однако эти суммы составляют куда большую долю их расходов — 21–27%.

То есть в целом перспективы китайской онлайн-торговли выглядят очень хорошо. И на этом фоне позиции Alibaba весьма надежны: в группу входят как портал B2B, так и подразделение розничной и мелкооптовой торговли AliExpress. Вопреки расхожему представлению копировать опыт ведущих интернет-торговцев непросто, бизнес таких компаний вовсе не так легко масштабируется. Пока ни у кого не получилось.

«Пока в мире есть Ebay, есть Alibaba и есть AliExpress. И все. В России еще есть “Молоток”, но он в разы меньше. То есть это весьма хорошо защищаемый бизнес, хорошо защищаемая история. Она требует не столько софта и не столько сервиса, сколько огромного количества мерчантов, которые подключены к системе и продают свои товары. А их подключение — это много-много лет работы. Кроме того, надо понимать, что у Alibaba сегодня продавцов больше, чем у любой торговой точки в мире, просто потому, что их в Китае больше. Даже у Ebay, который в три раза меньше Alibaba по капитализации, значительная часть продавцов находится в Китае. Только Ebay на английском, а Alibaba предоставляет им сервис на китайском языке. Одновременно AliExpress предоставляет доступ китайским мерчантам, не знающим английского языка, на другие рынки, в том числе на русскоязычные. В этом смысле это хорошо развитая и трудновоспроизводимая модель», — рассказал «Эксперту» партнер агентства Data Insight Федор Вирин.

 

Плюсы и минусы

Вторая же причина столь успешного размещения Alibaba — общее состояние фондового рынка. Момент для IPO выбран исключительно удачно. Например, индекс NASDAQ в последние месяцы вышел на уровень пика интернет-бума конца 1990-х (при этом, например, индекс S&P-500 уже давно существенно, примерно на треть, превышает уровень пика, достигнутого в 1999 году). И хотя IPO Alibaba происходило на Нью-Йоркской фондовой бирже, само по себе восстановление акций технологического сектора не могло не сказаться позитивно и на спросе на акции китайского торгового гиганта.

Бывший учитель английского языка и переводчик Джек Ма создал у себя на квартире компанию Alibaba в 1999 году. Теперь он самый богатый человек Китая 15.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Бывший учитель английского языка и переводчик Джек Ма создал у себя на квартире компанию Alibaba в 1999 году. Теперь он самый богатый человек Китая
Фото: ИТАР-ТАСС

Конечно, с точки зрения консервативного инвестора, нынешняя стоимость Alibaba выглядит завышенной. Отношение капитализации к чистой прибыли (P/E) превышает 100, то есть вложенный в Alibaba акционерный капитал при нынешнем уровне прибыльности окупится, строго говоря, лишь через сто с лишним лет. Это несколько больше, чем у того же Facebook (84), и существенно больше, чем у Baidu (40) и Google (30), не говоря уже об Apple (16), но все же существенно лучше, чем у Amazon (845). В общем, учитывая уже описанные перспективы китайского рынка, а также то, что Alibaba, которая уже сегодня фактически является общемировым лидером, можно рассчитывать, что в ближайшие годы ее P/E будет быстро сокращаться, в том числе благодаря привлеченному акционерному капиталу. «Размещение акций Alibaba стало логичным продолжением успешного развития крупнейшей в мире площадки интернет-торговли. Компания получила новые деньги, теперь она прозрачна, более открыта для новых инвесторов, в том числе облигационных», — говорит Антон Толмачев, портфельный управляющий UFG Wealth Management.

Впрочем, есть, конечно, и риски. Так, комментаторы указывают на зависимость Alibaba от частично контролируемого ею платежного процессинг-сервиса Alipay, через который проходит почти 80% расчетов клиентов Alibaba в Китае, что создает известные регуляторные риски. Второй риск: опережающий рост китайского сегмента приводит к тому, что китайский рынок становится для компании все важнее (если три года назад на зарубежные операции приходилась примерно треть продаж, то сегодня — уже меньше одной пятой). Наконец, быстрый рост долга: в 2013 году компания получила у консорциума банков кредитную линию на 8 млрд долларов, и к настоящему моменту она, судя по всему, исчерпана. В случае компании с такой капитализацией и такой прибылью, как у Alibaba (2,5 млрд долларов в апреле—июне 2014 года), это хотя и несколько настораживает, но, безусловно, не является проблемой (тот же доступ к облигационному рынку после IPO существенно снижает этот риск).

 

Мало проектов

В любом случае успешное IPO Alibaba может оказать заметное влияние на состояние дел в российском сегменте онлайн-торговли. Дело в том, что наша страна — один из ключевых зарубежных рынков для Alibaba. «Россия остается одним из ключевых рынков для AliExpress. По данным исследовательской компании TNS, в августе этого года сайт первым из интернет-магазинов вошел в десятку самых популярных сайтов рунета, — сказал “Эксперту” директор по развитию бизнеса AliExpress в России и СНГ Марк Завадский. — Наши приоритеты в России сегодня — улучшение логистических операций и повышение качества и ассортимента товаров, представленных на AliExpress».

По словам Марка Завадского, несмотря на то что в настоящее время у Alibaba нет официального представительства в России, у компании сложились прямые и плодотворные отношения с ключевыми игроками рынка, включая интернет-магазины, логистические компании и платежные системы. Покупатели из России сегодня могут оплачивать покупки на AliExpress с помощью «Яндекс. Деньги», «Вебмани» и Qiwi, а также банковскими картами. Помимо AliExpress в России Alibaba активно развивает социальную сеть ITAO, одна из целей которой состоит в том, чтобы покупатели AliExpress и других магазинов обменивались впечатлениями о покупках.

И если за российских покупателей можно не волноваться, то отечественному сообществу интернет-предпринимателей имеет смысл задуматься о перспективах. Возможно, по европейским меркам российский интернет бизнес и является заметной величиной, но на фоне американских и китайских гигантов он теряется. Ложно и впечатление, что в России в последнее время возникает слишком большое количество стартапов и рынок инвестиций в интернет-торговлю и сервисы перегрет.

«Не знаю, у кого есть ощущение, что рынок инвестиций в электронную торговлю перегрет, у меня такого ощущения нет. Проблема интернет-торговли и вообще интернет-проектов в России в том, что их мало. Мало объектов для инвестиций, — говорит Федор Вирин из Data Insight. — Поэтому говорить о перегретости некорректно, можно говорить, что потенциальных инвесторов, по сути денег, больше, чем проектов, в которые можно инвестировать. Это большая проблема российского венчурного рынка. В мире в целом не так».

Москва—Лондон


ПОДВЕРСТКА-СПРАВКА

Alibaba

Годовой оборот — 270 млрд долларов.

Число активных покупателей — 255 млн человек.

Число активных продавцов — 8 млн человек.

Число заказов — 12,7 млрд.

Источник: данные компании