Прорыв на перспективу

6 октября 2014, 00:00
Фото: ИТАР-ТАСС
Прикаспийские страны интенсифицируют договорный процесс, что объясня-ется сложной внешнеполитической конъюнктурой и стремлением России усиливать региональные союзы

В Астрахани прошел собирающийся регулярно, раз в пять лет, саммит пяти прикаспийских государств — России, Ирана, Туркмении, Азербайджана и Казахстана.

Он не привлек большого внимания из-за отсутствия громких договоренностей и, казалось бы, регионального статуса мероприятия. Между тем дискуссии на саммите затрагивали важнейшие геополитические проблемы всего мира — от энергетической безопасности Европы и торговых отношений с Китаем до перспектив расширения евразийского пространства и выхода Тегерана из международной изоляции.

«Считаем этот саммит прорывным. Мы договорились о принципах взаимодействия на Каспии», — такой итог встречи подвел Владимир Путин. И хотя главный вопрос — о разделе акватории Каспийского моря — так и не был окончательно решен, стороны впервые согласовали механизм переговорного процесса и пообещали выйти на итоговую конвенцию в течение ближайших двух лет, хотя позиции прикаспийских государств до сих пор сильно разнятся. Москва, Баку и Астана выступают за разделение шельфа по принципу «срединной линии». Согласно этому подходу, Казахстан получит 28,4% площади морской зоны, Азербайджан — 21%, Россия — 19%, Туркмения — 18% и Иран — 13,6%. В Тегеране же настаивают на равных долях для всех государств «пятерки» — по 20% дна каждому. Причиной жестких споров стали трансграничные месторождения нефти и газа, которыми чрезвычайно богат каспийский шельф: по оценкам, здесь сосредоточено 6% мировых запасов углеводородов.

Переговоры по Каспию длятся почти четверть века. А после того как в середине 2000-х годов разграничение северной части шельфа согласовали Россия, Азербайджан и Казахстан, диалог и вовсе оказался подморожен. Туркмении и Ирану новые ресурсные разработки на море были не к спеху. Кроме того, урегулирование разногласий открывало путь для строительства подводного газопровода из Средней Азии в Европу, минуя российскую территорию, что Москве совсем не на руку.

Сегодня же прикаспийские страны, очевидно, интенсифицируют договорный процесс, что объясняется сложной внешнеполитической конъюнктурой и стремлением России усиливать региональные союзы. Так, партнеры решили проводить саммиты в два раза чаще. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил создать каспийскую зону свободной торговли, а глава Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов — постоянно действующий Каспийский экономический форум.

Владимир Путин акцентировал внимание на задаче «формирования современной логистики в регионе». Имеется в виду создание международного транспортного коридора, который свяжет Европу с Южной Азией через Россию и Иран. Прозвучала идея строительства железнодорожного кольца вокруг Каспия, соединяющего главные порты бассейна. При этом рельсовая магистраль уже в текущем году свяжет Казахстан, Туркмению и Иран с перспективой выхода в Китай.

В подписанном меморандуме появились первые согласования по делимитации акватории. Каждая сторона получит 15 морских миль прибрежного пространства на принципах национального суверенитета плюс еще 10 миль — для рыболовства. Далее начинается общее водное пространство. Важнейшей договоренностью стоит считать право на пребывание в Каспийском море вооруженных сил лишь прибрежных государств и намерение решать все вопросы в кругу «пятерки», без участия сторонних «арбитров».

Что касается Транскаспийского газопровода, то Туркмения и Азербайджан в очередной раз дали понять, что считают вопрос о его строительстве своим внутренним делом. МИД России заявил, что столь масштабный проект должен согласовываться всей «пятеркой». Москва напоминает о хрупкой экологии каспийского бассейна и выступает за тщательный анализ проекта.