«ЮТэйр» на грани

Повестка дня
Москва, 06.10.2014
«Эксперт» №41 (918)

Фото: ИТАР-ТАСС

Третья авиакомпания по объемам перевозок в России — группа «ЮТэйр» — находится в критическом состоянии. На прошлой неделе на это обратили внимание в правительстве и Сбербанке. Так, помощник президента РФ Андрей Белоусов заявил журналистам, что «у “ЮТэйр” довольно тяжелая ситуация, и правительство работает сейчас над тем, как эту ситуацию разрешить». Одновременно Сбербанк объявил о повышении ставки по кредитным линиям авиакомпании, что свидетельствует о проблемах с погашением долгов.

По РСБУ чистая прибыль «ЮТэйр» за первый квартал 2014 года снизилась более чем в 50 раз — почти до 5,47 млн рублей. Степень покрытия долгов текущими доходами/прибылью ушла в отрицательные значения, составив минус 78,24 против 15,99 по итогам второго квартала 2013 года. Согласно квартальному отчету, к 30 июня 2014 года «ЮТэйр» почти полностью выбрала кредитные линии, открытые для нее Сбербанком в 2013 году и весной этого года на общую сумму 22 млрд рублей. Кроме того, выбрана кредитная линия в банке «Россия» на сумму 130 млн долларов со сроком погашения летом 2016 года.

Основные аэропорты базирования компании — Рощино (Тюмень), Сургут, Внуково (Москва) и Уфа. Контролирующим акционером «ЮТэйра» является НПФ «Сургутнефтегаз», которому принадлежит более 70% акций компании. Пассажиропоток в 9,6 млн человек образуется за счет разветвленной сети перевозок внутри страны и даже внутри отдельных регионов.

«Ситуация на рынке, безусловно, непростая, — признает гендиректор “ЮТэйр” Андрей Мартиросов. — Мы все — авиакомпании, работающие в России, — естественно, боремся, никто ничего не собирается останавливать, находимся во взаимодействии и друг с другом, и с банками, и c властями, чтобы продолжать работать. Надеемся, что рынок эти сложные времена переживет».

С иностранными контрагентами расчеты осуществляются в долларах, а прибыль авиакомпания получает в рублях. Разница, потерянная при конвертации, вылилась в локальный финансовый кризис перевозчика, говорят о причинах проблем авиакомпании эксперты. Они также отмечают, что ситуацию усугубили падение покупательной способности, необходимость облета Украины, причем на популярных туристических маршрутах, и еще целый ряд факторов.

Пока полеты проходят в штатном режиме, билеты продаются, на маршрутах средней дальности отменено питание, сообщил сотрудник компании. В конце июля «ЮТэйр» объявила о старте программы оптимизации издержек «Импульс», которая должна сэкономить перевозчику 5 млрд рублей до конца года. В рамках экономии сокращению подлежат маршрутная сеть, сотрудники и воздушный флот.

В правительстве обсуждаются два плана спасения: предоставление югорскому перевозчику госгарантий и передача «ЮТэйра» под управление «Аэрофлоту», что чревато сокращением количества региональных маршрутов.

Председатель совета директоров аэропорта Внуково Виталий Ванцев уже заявил, что транспортный узел не собирается останавливать полеты компании. «“ЮТэйр” является базовой авиакомпанией для аэропорта Внуково. Она оставалась с нами даже в те моменты, когда

У партнеров

    «Эксперт»
    №41 (918) 6 октября 2014
    Связаны одной трубой
    Содержание:
    Газовое перемирие

    Наметился выход из газового конфликта между Россией и Украиной, продолжающегося с июня. В ходе трехсторонней встречи с участием представителей ЕС сторонам удалось прийти к предварительному соглашению

    Новый бизнес
    Наука и технологии
    Культура
    Потребление
    Реклама