Гиганты городского масштаба

Александр Попов
13 октября 2014, 00:00

Госхолдинг «РусГидро» реализует проекты в сфере локальной теплоэнергетики Дальнего Востока на деньги государства и иностранных банков. Окупить их планируется за счет экономии на удельных расходах

Фото: предоставлено РАО «Энергетические Системы Востока»
Новую ТЭЦ «Восточная» во Владивостоке возводят не в чистом поле, а на площадке действующего энергообъекта — пароводяной бойлерной

Стрела крана, медленно и аккуратно повернувшись на месте, установила на бетонный фундамент большой контейнер, похожий на вагончик для строителей, — так во Владивостоке стартовал монтаж оборудования новой ТЭЦ «Восточная». В контейнерах — газотурбинные установки (ГТУ) марки LM 6000 PF Sprint производства General Electric (GE). Всего на ТЭЦ установят три комплекта таких ГТУ. «По этой станции, скажу так, все страшное уже позади: машины здесь, идет монтаж оборудования. Поэтому за санкциями мы следим с интересом», — улыбается журналистам генеральный директор РАО «Энергетические системы Востока» (входит в группу «РусГидро») Сергей Толстогузов, комментируя вопрос о возможных проблемах с американским производителем турбин.

ТЭЦ «Восточная» — один из ключевых инвестиционных проектов холдинга на юге Приморского края. Мощность станции составит 139,5 МВт электрической энергии, 421 Гкал/ч тепловой энергии в горячей воде и 11 Гкал/ч в паре. Ввести станцию в эксплуатацию планируется ровно через год, в сентябре 2015-го — аккурат к началу следующего отопительного сезона. Стоимость проекта — более 10 млрд рублей. Вместе с новыми объектами тепловой и электрогенерации в Якутске, Благовещенске, Советской Гавани (Хабаровский край) и на Сахалине «Восточная» входит в первый этап масштабной программы развития энергетики, рассчитанной до 2016 года и реализуемой «РусГидро» на Дальнем Востоке.

«Это достаточно небольшой объект в масштабах холдинга, но крайне важный для города, для жителей, — говорит глава ОАО “РусГидро” Евгений Дод. — Строить большие объекты, например ГЭС, — хорошо, это создает условия для развития бизнеса, производства. Но мы ориентированы и на население, на рядового потребителя». Запуск новой ТЭЦ не обернется ростом тарифов; окупить затраты на «Восточную» планируется прежде всего за счет экономии на удельных расходах — они здесь будут вдвое ниже, чем на объектах «старой» генерации. Основным топливом станет природный газ, резервным — мазут.

 

 

Для быстрого резерва

 

«Восточную» возводят не в чистом поле, а на площадке действующего энергообъекта — Центральной пароводяной бойлерной (ЦПВБ). В советские годы здесь действовала угольная котельная, которая обеспечивала теплом расположенные поблизости предприятия строительной индустрии. По словам Сергея Левшенкова, руководителя дирекции строительства по Приморскому краю РАО «ЭС Востока», даже в те годы реальный КПД станции был мизерным — не более 25%. При этом на объекте стояло шесть угольных котлов, для работы которых тут же складировался уголь, а отходы ссыпались на золоотвал. Серьезной газоочистки, естественно, здесь тоже не было. Поэтому еще в конце 1980-х — начале 1990-х котельную остановили, а в ее корпусах разместили водогрейные котлы и организовали ЦПВБ. От Владивостокской ТЭЦ-2 до бойлерной был проведен пятикилометровый паропровод, на выходе же получалась горячая вода, которая поступала в ближайшие жилые микрорайоны Снеговая Падь и Патрокл — как для отопления, так и для горячего водоснабжения (объемом примерно 300–400 Гкал/ч).

«Эта бойлерная, понятное дело, не вырабатывала электрическую энергию, но обеспечивала теплом довольно большой объем жилого фонда. Но вы сами понимаете, экономически передавать пар на расстояние пяти километров, мягко говоря, нерентабельно. Были огромные потери, энергоэффективность бойлерной была на минимуме. Поэтому и было принято решение именно здесь строить новую станцию», — рассказывает Сергей Левшенков. К тому же ЦПВБ уже подключена к тепловым сетям, поблизости от нее действуют четыре подстанции, от которых протянуты ЛЭП. Иными словами, эта площадка — идеальное место для строительства объекта генерации. Тем более что в энергоузле Владивостока прогнозируется дефицит мощностей: будут расширяться существующие жилые районы, проектируются новые жилмассивы. Станция возьмет на себя подачу тепла через централизованный пункт более чем в 600 домов Владивостока и обеспечит электроснабжение около 50 тыс. квартир. Это позволит высвободить мощности главного городского энергоисточника — Владивостокской ТЭЦ-2, закрыв около 20% потребности города в электроэнергии.

Оборудование ЦПВБ, в том числе сильно изношенный паропровод, в течение этого года будет постепенно демонтироваться. И к следующему отопительному сезону во Владивостоке, по сути, появится новый объект энергетики — современный, практически безвредный и бесшумный, а также достаточно энергоэффективный. «С точки зрения экологии выброс вредных веществ на новой станции будет в три-четыре раза ниже предельно допустимых концентраций. Это достаточно серьезный и хороший показатель. Кроме того, ТЭЦ будет одной из самых экономичных с точки зрения потребления высокопотенциального топлива, каким является газ. Конечно, одна станция всю схему теплоснабжения не изменит, улучшения пойдут постепенно. Будет чуть теплее, чуть дешевле и чуть экологичнее», — отмечает Сергей Толстогузов.

 

 

На западные деньги

 

Похожий локальный проект «РусГидро» сегодня реализует в Амурской области. Речь идет о второй очереди Благовещенской ТЭЦ, запустить которую планируется к концу 2015 года: стройка также ведется на площадке действующей станции. В начале следующего года туда доставят генератор, паровую турбину и трансформаторы — «Силовые машины» сейчас собирают и испытывают их в Санкт-Петербурге. Строительство поможет решить проблему острого дефицита тепловой энергии в городе (по оценкам энергетиков, до 113 Гкал/ч в 2013 году с перспективой роста в будущем году до 170 Гкал/ч), в котором в последние годы активно разрастаются новые жилые микрорайоны. После сооружения второй очереди установленная электрическая мощность ТЭЦ вырастет на 120 МВт (до 400 МВт), а тепловая — на 188 Гкал/ч (до 1005 Гкал/ч).

Однако Благовещенская ТЭЦ входит в четверку больших тепловых строек «РусГидро», на которые госхолдинг получил 50 млрд рублей от государства. На вторую очередь станции приходится 6,3 млрд из этой суммы, оставшуюся стоимость проекта (1,9 млрд рублей) «Русгидро» покрывает из собственных средств. Строительство ТЭЦ «Восточная» во Владивостоке финансируется как за счет инвестпрограммы РАО «ЭС Востока», так и в рамках целевых кредитных линий общим объемом около 6 млрд рублей, выделенных Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ). По словам Сергея Толстогузова, в настоящее время использовано около 20% заемных средств. Условия западного финансирования в «ЭС Востока» не раскрывают — известно только, что линии открыты на 12 лет.

«Финансовая схема далеко не оригинальна, — объясняет заместитель гендиректора РАО “ЭС Востока” по стратегии и инвестициям Алексей Каплун. — Причины две. Во-первых, выбранный тип оборудования: мы стараемся приобретать подобные технологии на западные деньги, потому что там есть возможность взять длинные кредиты, для нас относительно дешевые. А чем дешевле кредит, тем меньше влияние на тариф. Во-вторых, подобные объекты, имеющие длительный срок окупаемости, выгоднее строить на деньги ЕБРР, поскольку у банка есть определенные требования к таким займам: они должны решать социальные проблемы, улучшать экологию и так далее. “Восточная” всем этим требованиям удовлетворяет полностью». Срок окупаемости ТЭЦ оценивается в 15–20 лет, причем в рамках действующих тарифов (кстати, довольно высоких на общероссийском фоне — 3000 рублей за гигакалорию, в среднем по России тарифы вдвое ниже). «Мы вернем деньги не только за счет тарифа, но и за счет экономии на удельных расходах. Это интересная схема, весьма перспективная на Дальнем Востоке. Ведь тарифы здесь высоки не потому, что бизнес развит и спрос высок, а потому, что сама генерация выходит дорогой из-за устаревших технологий, транспортных издержек и так далее. Поэтому мы вынуждены прежде всего максимально экономить на расходах», — объясняет Алексей Каплун.

Экономией на расходах объясняется и выбор газового топлива, который к тому же в целом соответствует парадигме современной энергетики — не строить угольные станции в городах, чтобы не загрязнять окружающую среду. Владивостоку в этом плане повезло больше, чем Благовещенску (Благовещенская ТЭЦ останется угольной): к саммиту АТЭС-2012 до города был протянут газопровод с Сахалина, что и ускорило перевод местной энергетики на газ. На сегодня на этом топливе уже работают ТЭЦ-1 и ТЦ «Северная», а на Владивостокской ТЭЦ-2 под газ модернизированы 10 из 14 котлоагрегатов. Для приморской столицы, построенной на сопках, газ — настоящее спасение. В наследство от СССР бывшему закрытому порту достались мазутные котельные и угольные станции. Та же ТЭЦ-2, стоящая практически в центре Владивостока, еще недавно коптила небо выбросами из труб. Не говоря уже о складах угля и золоотвалах, рекультивация которых началась лишь недавно, после перевода станции на газ.

«Восточная» должна стать еще более эффективным объектом. ГТУ производства GE будут работать с высоким КПД по энергоснабжению (до 70–75%). Установки довольно скромные по мощности, всего по 46,5 МВт каждая, но очень мобильные. «Машинки сделаны на базе авиационных двигателей, благодаря чему они могут моментально набирать высокую мощность — до 30 мегаватт в минуту. А с трех установок — до 90 мегаватт. Мы сможем участвовать в первичном регулировании частоты, что позволит нам рассчитывать на дополнительные деньги от “Системного оператора”, которые внесут вклад и в окупаемость проекта. В мировой практике для покрытия пиковых нагрузок сегодня используются именно ГТУ», — рассказывает Сергей Левшенков. Кроме того, «Восточная» будет ориентирована и на тепло, и на электричество, что придаст всей энергосистеме Владивостока дополнительную гибкость и устойчивость. «У нас появится резерв тепловой мощности, мы сможем в летнее время спокойно выводить в ремонт некоторые котельные в городе», — добавляет Сергей Левшенков.

Первый этап развития энергетики Дальнего Востока, реализуемый «РусГидро», в целом решает задачи по большей части не экономические, а социальные: новые объекты будут замещать выбывающие мощности, улучшать экологическую ситуацию или ликвидировать совсем уж жуткие остатки советского наследства (например, генерацию на мазуте) в локальных точках. «От социальной нагрузки “РусГидро” не уйти, — констатирует Дмитрий Лепешкин, директор по инвестициям QB Finance. — Риск заключается в том, что из-за ухудшения экономической ситуации повышения тарифов не будет, и проект превратится в планово-дотационный. Рентабельность будет достигаться за счет использования природного газа и современных технологий. Кроме того, Владивосток — энергоемкий город, и электроэнергетика здесь имеет хорошие перспективы. Вопрос в том, как “Русгидро” договорится с муниципальными властями и местными регуляторами рынка тарифов и ЖКХ».