Сосредоточенные компании

Книги
Москва, 13.10.2014
«Эксперт» №42 (919)
Как немецко-австрийская педантичность обыгрывает англосаксонскую предприимчивость

«Скрытые чемпионы» (СЧ) — термин, возникший в середине 1980-х. Он обобщает явление, проявившееся на пересечении двух трендов — мощнейшей глобализации экономических процессов и высокой конкурентоспособности среднего бизнеса, прежде всего выращенного в европейских странах. Скрытые чемпионы — это средние крайне узкоспециализированные компании, которые занимают от 50 до 95% мирового рынка в своей нише. Они номер один, два или три на мировом рынке или номер один на своем континенте. Имеют оборот не выше 5 млрд долларов. Малоизвестны публично. Их исследованию посвящена книга немецкого профессора Германа Симона, который на прошлой неделе провел в Москве семинар, организованный медиахолдингом «Эксперт» в сотрудничестве с компанией Inventra.

Логика возникновения этого явления такова. Рост экономик развитых стран определяется их способностью удовлетворять быстрорастущий спрос со стороны стран развивающихся. В результате экспорт становится главным фактором успеха страны и ее хозяйственных субъектов. При этом страны используют эту возможность крайне неравномерно. Если мы посмотрим на совокупный экспорт стран, то лидерами окажутся Китай, Германия и США. К этому мы привыкли. Китай представляется главным бенефициаром глобализации в последние пару десятилетий. Однако господин Симон предлагает пересчитать этот экспорт на душу населения, и картина резко меняется. Абсолютное лидерство, с пятнадцатикратным опережением Китая, принадлежит Германии. За ней с двукратным отставанием следуют Корея, Франция, Италия. США — во второй половине первой десятки. Китай вообще ее замыкает.

Почему так происходит? Логика подсказывает, что деловые и особенно технические компетенции, накопленные индустриальными странами Европы (и первым «азиатским тигром» — Кореей), позволяют интенсивно завоевывать мир, опережая на узких, локальных рынках фактически финансово-торговые державы — Китай и США. «Страны не экспортируют», — фиксирует профессор Симон. «Экспортируют сильнейшие компании», — цитирует он гарвардского профессора Марка Мелитца. Это очень важный для нас посыл: для понимания силы и слабости экономики надо смотреть не на макроэкономические показатели, надо смотреть на фирмы. Сильный госбюджет и слабые компании намного хуже более слабого бюджета и сильных компаний. Хотя, судя по опыту Германии, очень слабый бюджет невозможно получить, имея в стране сильный бизнес.

За годы исследований Герман Симон собрал список из 2734 компаний — скрытых чемпионов. Более половины из них находятся в Германии, только 13% — в США, только 7% — в Китае, 14 штук — в России (мы на уровне Норвегии, Финляндии, Бразилии; при нашей численности населения это очень мало, при нашем уровне развития — нормально). Пересчитав количество СЧ на миллион занятого населения, получаем картину очень интересную. Три немецкоговорящие страны, Германия, Австрия и Швейцария, имеют фактически одинаковое количество СЧ на миллион занятых — от 16 до 14. Остальные страны отстают с огромным отрывом. У США 1,2 компании на миллион. У Кита

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (919) 13 октября 2014
    Активные политики
    Содержание:
    «РЕЙТИНГ-2016»

    Как меняется федеральное политическое поле по мере приближения к выборам в Госдуму 2016 года

    Международный бизнес
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама