Уборка дома парой кликов в интернете

Елена Николаева
13 октября 2014, 00:00

— Почему думаете, что все получится? — Мы упростили процесс поиска клинера и сам заказ на уборку квартиры. Достаточно сделать пару кликов — не надо никуда звонить.

«Автоматизировать, стандартизировать и перевести уборку дома в опцию на смартфоне» — так описывают основатели Qlean задачи компании. Техническая сторона их платформы, сводящей заказчика и специалиста по уборке помещений, клинера, сама по себе не нова. Выбираешь услугу с фиксированной стоимостью, указываешь время и место выполнения, нажимаешь «оплатить» (расчет безналичный), в указанное время приезжает уборщик. Все. По такой схеме в области заказа такси первым, еще в 2009 году, начал работать американский стартап Uber — и совершил революцию на сложившемся рынке. Схожие сервисы встряхнули и туристический рынок, оттянув клиентов у турфирм.

Qlean — пионеры в области клининга. Этот рынок похож на сферы, уже пережившие нашествие мобильных сервисов. «Он очень зашоренный. Уборщика ищут либо через знакомых: как возникает проблема, все бегут в социальные сети; либо через клининговые компании, где заказ — это целый процесс. Вот вы, например, знаете метраж своего окна или точную площадь пола? Можете оценить уровень загрязнения? Соответственно, нужен выезд менеджера, фиксированной стоимости нет», — говорит Никита Репешко. «Старожилы не могли понять: как менеджер не выезжает на объект, как мы все усредняем», — описывает сегмент Александр Коровин.

Qlean работает три месяца — с начала июля 2014 года в открытом доступе сайт. Несмотря на короткий для оценки проекта срок, при существующей динамике — в среднем в день по 10 заказов — перспективы уже к концу года выйти на оборот в 5 млн рублей. Для масштабирования в октябре привлекли сторонних инвесторов — подробности сделки не раскрываются, но очевидно, что это seed-раунд, стандартный коридор которого 100–500 тыс. долларов.

 

Проверенные профессионалы

Но одно дело вызов такси, заказ авиабилета или бронирование отеля с помощью приложения. И совсем другое — пустить незнакомого человека к себе домой. Тут возникают сразу два щепетильных вопроса.

Во-первых — профессионализм. Так уж сложилось, что рекомендациям друзей, которые годами пользуются услугами одной приходящей домработницы, мы склонны верить: шансы, что плиту не поцарапают неправильно выбранными средствами, столешница не потемнеет — ну и дальше по списку. «Мы берем на себя ответственность за все с самого начала, с поиска сотрудников, до самого конца — совершения заказа», — говорят в Qlean.

Проверка клинеров, которые хотят попасть в систему, проходит в несколько этапов. Один из начальных — это анкета. Например, уборщику предлагается вопрос: «У вас есть средство со щелочью. Если вымыть им столешницу, что с ней произойдет?» И варианты ответов: «она будет лучше блестеть», «очистится», «испортится». Подобных вопросов много, сразу видно, есть ли у человека опыт. «Помимо этого мы проводим мастер-классы, у нас уже есть свои корпоративные стандарты и инструкции — вплоть до того, как сделать комплимент дому. Также работает система наставничества — на первые две уборки новички ездят с проверенным, опытным клинером. Учатся работать с химическими средствами и инвентарем, которые мы сами выбираем. Плюс всегда есть рейтинг клинера от заказчика, — рассказывает Александр Коровин. — Мы понимаем, что масштабировать проект так, чтобы все было правильно, чтобы люди, которые приходят в дом, улыбались, были опрятны и не склонны к лишним разговорам, чтобы все было четко и в срок, без свода строгих правил, невозможно. Поэтому мы очень жестко регламентируем порядок проведения работ, формат общения с клиентом. У нас активно применяется как система поощрения сотрудников, так и система штрафов. Например, за опоздания, за невыход сотрудника на заказ, за плохие оценки мы жестко караем, направляем сотрудников на переобучение и сдачу внутренних тестов. Это постоянная работа». Система поощрений работает, как и в сервисах вызова такси, — профессионал с наивысшим рейтингом в приоритете при распределении заказов.

Второй щепетильный вопрос — безопасность. Проверяется каждый соискатель, доказавший профпригодность. «Служба безопасности у нас на аутсорсинге. Неожиданно получилось: ее гендиректор — президент Международной ассоциации детективов. Сами мы, по законодательству, проверкой заниматься не можем. Нужно иметь специальную лицензию. И сейчас это проще отдать на аутсорсинг. У нас есть все данные уборщика — паспорт, место жительства. Изучается даже профиль в соцсетях», — рассказывает Никита Репешко.

По словам предпринимателей, отсеивается более 90% соискателей. Если анкета, собеседование, проверка службой безопасности, проверка на месте не выявили никаких проблем — человек в системе. И основная сложность в развитии бизнеса — как раз поиск сотрудников, потому что сейчас спрос существенно превышает предложение. Отобранных уборщиков на середину октября двадцать пять. Все женщины. Есть медсестры, школьные учителя. Даже профессиональная переводчица с английского. Каждая указывает свой индивидуальный график: например, пять уборок в неделю по определенным дням или, скажем, по два заказа два раза в неделю. С пиковыми объемами спроса Qlean не справляется. Часто в четверг-пятницу предприниматели вынуждены закрывать прием заказов.

 

Тонкости организации

В Qlean постарались, чтобы все операции, которые должен совершить клиент, заказывая уборку, были сведены к минимуму. На сайте нужно нажать кнопку «заказать уборку», ввести адрес, выбрать количество комнат, ванных — одна комната плюс ванна — 1990 рублей и регламентированные три часа. Каждая дополнительная комната — плюс 500 рублей к счету. Можно выбрать дополнительные опции: вымыть окна — 700 рублей, духовку и холодильник — по 400 рублей, вымыть балкон и погладить — по 600 рублей и так далее. Второй шаг — выбор времени и даты. Далее — оплата. Исключительно безналичная. Постоянным клиентам, по подписке, — скидки. На телефон приходит подтверждение.

«Дальше этот заказ попадает к нам. Становится открытым для сотрудников, которые, впрочем, видят ограниченную информацию: время и место. Потом — в день заказа, и только в день заказа, — сотрудник получает доступ к имени и телефон, чтобы уточнить детали — как зайти, с какой стороны. Дальше он проводит уборку, оставляет чек-лист, комплименты — наклейки, печенье с предсказанием и уходит», — раскрывает подробности Коровин.

Средства используются только экологичные, биоразлагаемые, без резкого запаха. Предприниматели все протестировали на своих квартирах. Говорят: достаточно один раз выбрать, найти лучших поставщиков — и больше к этому вопросу не возвращаться. Бытовую химию исполнители получают на мини-складе в центре Москвы. Там же им выдают путевые листы и инвентарь (мини-пылесос, швабры, тряпки, спецодежда). Есть еще один офис — там сидят разработчики и обработчики заказов. В первую очередь Qlean — это ИТ-проект.

 

Их история

Если считать с момента появления идеи, то история Qlean началась осенью 2013 года. Сначала были Александр Коровин и Никита Павлов: они познакомились, участвуя в разработке проектов Rambler. В работе по найму все получалось, можно было помыслить и о своем деле. Задумались: как вдохнуть жизнь в интернет-магазин предметов для дома, который параллельно развивал Коровин. В итоге, перебрав массу идей — от поиска по миру и продажи затейливых вещей до весьма интересной, но дорогой в исполнении идеи сбора шаблонных интерьеров для быстрого и недорогого обустройства любого дома, — решили остановиться на малом: обслуживать дома. Повара, работники, чтобы весь быт человек мог отдать на аутсорсинг. Еще немного сузив круг, получили идею, близкую к сегодняшнему результату. Для тестирования спроса была создана страница в фейсбуке. Купили там же немного платной рекламы. Друзьям понравилось, многие оставили свои электронные адреса — «сделаете, напишите». Через пару недель был найден разработчик. Отрисован и отдан на разработку дизайн. Несколько раз, правда, первую версию пришлось переделывать. Сейчас сами себя ругают: «Мы слишком долго думали и вынашивали идею, доводили до идеала схему оформления заказа, не приступая к действиям». По ходу рушились одна теория за другой. «Шишки набивали буквально на каждом шагу. Понимали, что на практике наши теории не работают. Например, сначала ездили по два клинера. Оказалось, люди не только друг другу не помогают, они быстрее устают. Или может быть накладка по времени. Мы отпустили клинеров работать по одному. Меняли химию. Поменяли кучу технологий на сайте. Изначально думали, что клиенты хотят просто уборку. Потом поняли, что нужно вводить допопции. Кому-то нужны окна, духовки. Эти все знания пришли постепенно. В какой-то момент мы поняли: это же получается клининговая компания. Выдохнули, переделали заново. Сейчас мы подошли к тому, что мы — платформа. Мы не просто посредник. Мы еще и школа для клинеров», — вспоминает Коровин период, который занял порядка восьми месяцев. В тестовом режиме выкристаллизовывалась стоимость услуг: «Первая цена, которую мы поставили, была с потолка. Типа: “Ну сколько ты готов потратить?” Сначала мы хотели убирать за 1,5 тысячи рублей. Потом думаем: нет, мы точно не вписываемся. Нужно побольше. Потом — поменьше. Сейчас у нас цена складывается из разных факторов, бизнес-процесс прописан на полтора года вперед», — добавляет Павлов.

 

Калькулятор

Начальные вложения — 1 млн рублей — пошли на разработку платформы, покупку инвентаря и чистящих средств. Средний чек — 2500 рублей. Себестоимость работы 75% от стоимости заказа. 60% получает исполнитель. За одну уборку это около 1300 рублей. В месяц средняя зарплата 40 тыс. рублей. Всего в штате 30 человек. Остальное идет на покупку расходных материалов.

За три месяца работы вышли на десять заказов в день. Заработок, по словам предпринимателей, начинается от 1500 уборок в месяц.

«Соотношение новых и существующих клиентов примерно один к одному. Раз воспользовавшись сервисом, люди переходят на заказ уборки два раза в месяц», — говорит о динамике Коровин.