Свежесть логистических оборотов

26 октября 2014, 23:00

Невзирая на стагнацию в нашей экономике западные логистические компании расширяют свой бизнес в России. В торговом обороте холдинга FM Logistic доля российского сегмента неуклонно растет. В этом финансовом году товарооборот компании в России достиг 310 млн евро, что составляет 30% общего результата группы — 1,043 млрд евро.

По словам гендиректора FM Logistic в России Кристофа Менивара, за последние пять лет ежегодные обороты возросли в три раза, российский рынок продолжает оставаться для компании самым перспективным. «Несмотря на сложную экономическую ситуацию мы продолжим уверенный рост», — заявил он и добавил, что стратегия FM Logistic предполагает рост выручки в России примерно до 600 млн евро к 2022 году.

С этой целью компания наметила себе новые пути развития, важнейшим из которых является фокусировка на новом сегменте бизнеса — логистике скоропортящихся продуктов (овощи, фрукты, мясо, колбаса, молоко, яйца). «Рост доставки фреш-продукции — мировая тенденция, так как люди все чаще задумываются о здоровом образе жизни и приобретают здоровую пищу», — отмечает директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Владимир Серебряков. Потребление этой категории продукции увеличивается на 20–30% в год. Объемы растущего грузопотока позволяют оценить работу в этом секторе как наиболее перспективную.

Быстро занять заметную долю на рынке FM Logistic помогла сделка по поглощению российского логистического подразделения компании Univeg, которая оказывала все виды услуг в этом сегменте. Приобретенный в июне 2013 года актив с оборотом 45 млн евро FM Logistic развивает под отдельным брендом — FM Fresh. Ее клиенты — крупные розничные сети. Динамичное развитие в новом сегменте не могло не отразиться на обороте компании, который в 2013–2014 годах составил 81 млн евро, или 26% от выручки группы в России.

Новая компания не только обеспечила выход на привлекательный рынок логистики скоропортящейся продукции, но и позволила увеличить совокупный объем складских площадей группы за счет шести складов, принадлежавших ей до сделки. Плюс к тому FM Logistic за прошлый год открыла пять перегрузочных терминалов в крупных городах страны, а также ввела в эксплуатацию первую часть площадей в Дмитрове (42 тыс. кв. м; по завершении строительства площадь складской платформы составит 140 тыс. кв. м).

Сейчас все 18 складских терминалов компании занимают 520 тыс. кв. м, что на 30% больше, чем год назад. В дальнейшем группа продолжит наращивать складские мощности. Сейчас она строит склад в подмосковных Электроуглях (откроется в 2017 году) и в Ульяновске (откроется в апреле 2015-го) и планирует новые перегрузочные терминалы в Казани, Уфе и Алма-Ате. Складская деятельность занимает 70% портфеля услуг логистического провайдера, транспортные услуги — 25%, а услуги по упаковке, расфасовке и таможенным процедурам — 5%.

Но уже известно, что это соотношение будет меняться в пользу транспортной составляющей: к 2022 году она должна вырасти примерно до 50%. Для этого компания уже обновила автопарк, закупив 44 большегрузных и семь малотоннажных автомобилей. Согласно схеме работы FM Logistic, она сдает свои автомобили в аренду транспортным компаниями, которые и занимаются доставкой. Заметная часть этих машин — рефрижераторы, позволяющие соблюдать нужный температурный режим для скоропортящихся продуктов.

Увеличение складских площадей и акцент на транспортной составляющей связаны еще с одной стратегической целью компании — региональной экспансией. Этот процесс зависит от компаний-производителей, которые по мере насыщения столичных рынков активнее создают производства в растущих регионах.

В первом полугодии нового финансового года, с апреля по сентябрь 2014-го, оборот компании вырос до 156 млн евро, то есть уже составляет 53% намеченных ранее плановых показателей (в 2014–2015 годах оборот должен составить 350 млн евро). И поскольку второе полугодие традиционно более активно, не исключено, что план удастся перевыполнить.