Педагоги пошли на фронт

Общество
Москва, 10.11.2014
«Эксперт» №46 (923)
Педагогическое сообщество с помощью «Народного фронта» создает механизмы защиты образования от реформаторских ошибок власти. Появился шанс, что заказчиком новаций помимо государства станут учителя и дети

Фото: Олег Сердечников

Митинг врачей против реорганизации системы здравоохранения, который состоялся 2 ноября, называют чуть ли не первым массовым социальным протестом в России за последние годы. Это если еще не диагноз министерским реформаторам, то уж точно острый болевой симптом. Причем медицинские работники не столько выплескивают раздражение от непродуманных и резких изменений, сколько поражаются неготовности чиновников разговаривать с профессиональным сообществом, искать компромиссы, видеть и сохранять лучшие отечественные практики, в конце концов, просто опубликовать сам план реформы — он до сих пор считается секретным документом.

Отсутствие обратной связи, бессистемность принимаемых решений, слияние и укрупнение организаций, увольнение целых коллективов, давление на общественников, ставка на экономическую эффективность в пику задачам социального характера — все это в течение уже десятка лет отличает и реформу системы образования. За это время, правда, чиновникам удалось серьезно «зачистить поляну» для диалога. Еще в начале 2000-х авторитетный голос принадлежал поколению «красных директоров» в образовании, воспитанникам мощной советской школы, в которой директор — это лучший учитель, учитель учителей, а не эффективный менеджер и влиятельный бюрократ. Раньше именно такие фигуры были стержнем системы, инициаторами новаций, главными заказчиками качества образовательного процесса.

Время вымыло этот слой тяжеловесов. Сыграли свою роль и маленькие зарплаты, и низкий социальный статус, и обюрокрачивание профессии, и давление сверху — глав образовательных учреждений посадили на годичные контракты и поставили перед угрозой увольнения в любой момент без объяснения причин. И это убило любую возможную инициативу. Кто ж будет конфликтовать с работодателем?

Больше реформаторам никто не мешал, новации начали внедряться все интенсивнее, а мнение педагогических коллективов просто игнорировалось. Чего стоит известное заявление премьера Дмитрия Медведева: «Я много ездил по стране и не видел ни одного учителя, который был бы против ЕГЭ». Хотя главе правительства достаточно зайти в любую школу без предварительного уведомления и получить весьма критический комментарий педагогов.

Бремя оценки качества преобразований перешло от зависимых руководителей к рядовым учителям и воспитателям. Но прежде чем напряжение окончательно выплеснулось на улицы, механизм обратной связи с властью предоставил «Общероссийский народный фронт» (ОНФ). В Пензенской области прошел масштабный форум «Качественное образование во имя страны». Дискуссии проходили на пяти площадках, а итоги обсуждений были представлены президенту Владимиру Путину.

Само собой, пришлось столкнуться с давлением власти, попытками скорректировать повестку дня и пролоббировать «своих» спикеров. Формат мероприятия подразумевал исключительно педагогический состав участников — учителя, воспитатели детских садов, вузовские профессора. Устроители не допустили к работе даже нескольких региональных министров образования. В итоге удалось обсудить

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (923) 10 ноября 2014
    Вот она какая, стабилизация
    Содержание:
    Стабилизация ожиданий

    Резкое ослабление рубля может быть переходом к новому равновесию в экономике, попыткой подстегнуть импортозамещение и наполнить бюджет. Однако в сочетании с высокими ставками такой маневр несет серьезные риски для экономики

    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама