«В ближайшие 30 лет здания на принтере печатать не будем»

Международный бизнес
Москва, 13.12.2014
«Эксперт» №51 (928)
Французская компания Saint-Gobain тратит на инновационную деятельность в области строительства более 450 млн евро в год. Это позволяет ей выводить на рынок новые продукты даже в кризис и сохранять лидерство в сегменте строительных технологий

Строительство во всем мире считается инертной сферой. Отрасль мало восприимчива к новым технологиям, а потребители и игроки рынка (от архитекторов до подрядчиков) весьма консервативны. Инвестиции в НИОКР относительно невелики, при этом уровень контроля со стороны государства высок. Не будет преувеличением сказать, что в сравнении с другими промышленными сферами в строительство инновации приходят в последнюю очередь: стройка по динамике изменений сильно уступает не только телекому или компьютерной сфере, но и автопрому.

Тем интереснее, что на этом инертном рынке есть игроки, тратящие большие деньги на инновации. Годовой бюджет на R&D Saint-Gobain превышает 450 млн евро. Исследованиями и внедрением разработок в строительной сфере здесь занято более 3700 человек. Причем после кризиса 2008 года компания не только не снизила расходы на R&D, но даже увеличила их.

Saint-Gobain входит в топ-100 крупнейших индустриальных корпораций мира. В 2013 году ее оборот превысил 42 млрд евро, в 64 странах мира работает около тысячи промышленных предприятий. В России у Saint-Gobain пока только восемь заводов, в которые было инвестировано порядка 30 млрд рублей. В нашей стране бренд Saint-Gobain известен меньше, чем положено мировому лидеру. Это связано с тем, что на отдельных рынках компания продвигает самостоятельные бренды: Isover (утеплитель), Gyproc (гипсокартон), Weber-Vetonit (сухие смеси), Ecophon (акустические панели) и т. д. Кроме того, Saint-Gobain — один из крупнейших производителей автостекла: на 34 заводах компании изготавливается почти половина автомобильного стекла в мире.

С первых дней своего существования Saint-Gobain связана с инновациями. В 1665 году по инициативе Жана Батиста Кольбера, фактического руководителя правительства короля Людовика XIV, была организована Королевская зеркальная мануфактура Франции, из которой позднее и выросла Saint-Gobain. Непревзойденными лидерами в области производства стекла и зеркал были в то время венецианские мастера, тщательно охранявшие свои секреты. Благодаря спецоперации с участием высших французских чиновников удалось организовать побег трех, а затем еще десяти мастеров-стекольщиков с легендарного острова Мурано. Через некоторое время венецианцы сумели нескольких беглецов отравить, а остальных угрозами принудили вернуться к семьям на родину. Но было поздно: секреты изготовления высококачественного стекла и зеркал уже стали известны французам. Сразу после этого Saint-Gobain получает первый мега-заказ: изготовление 357 зеркал для Версальского замка — их можно увидеть во дворце и сегодня…

Почему строительная сфера так медленно принимает инновации? Как устроена инновационная деятельность в Saint-Gobain? Каково будущее стройки и сможем ли мы печатать здания на 3D-принтерах? Об этом мы поговорили с вице-президентом по научным исследованиям, разработкам и инновациям компании Saint-Gobain членом Французской академии наук Дидье Ру.

 

— Вы прислали весьма любопытные вопросы, журналисты редко об этом спрашивают. В

У партнеров

    «Эксперт»
    №51 (928) 15 декабря 2014
    ЧЕЛОВЕК ГОДА: Президент России Владимир Путин
    Содержание:
    Новый бизнес
    Специальный доклад
    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама