Русский анимационный прорыв
Всего десять лет понадобилось отечественной полнометражной анимации, чтобы пройти путь от финансового небытия до выхода на международный рынок

Еще не так давно лицом русской анимации был прежде всего «Ежик в тумане» — глубокомысленное, немного странное, очень душевное и очень короткое анимационное кино. Сегодня, по прошествии сорока лет, которые отдаляют нас от премьеры «Ежика» и его ошеломляющего успеха на всех фестивалях мира, отечественный анимационный арт-хаус, который почти не выходил за пределы короткого метра, всегда равнялся на произведения высокого искусства и конфликтовал с реальностью, живущей по коммерческим законам, еще жив — но в отличие от полнометражной анимации пребывает в кризисе. Почти четверть века Юрий Норштейн работает над «Шинелью», и конца-края этому проекту не видно. Александр Татарский ушел из жизни, так и не сняв ни одного полнометражного фильма, — запустить проект «Безумные волосы», сценарий которого разрабатывался десять лет, он не успел. С того момента, как еще один русский гений-одиночка, Александр Петров, получил «Оскара» за «Старика и море», прошло 15 лет. Показательно, что японский аниматор Хаяо Миядзаки, прославившийся на весь мир только в 2002 году, когда на Берлинском фестивале победили его «Унесенные призраками» (в следующем году за них же Миядзаки получил «Оскара»), успел в статусе международной звезды сделать четыре полнометражных анимационных фильма и даже завершить свою карьеру.
Богатыри
Коммерческий потенциал полнометражного мультипликационного кино мировая киноиндустрия открыла для себя в середине 1990-х. Именно тогда Стив Джобс в качестве исполнительного продюсера выпускает первый фильм с трехмерной анимацией «История игрушек» и совершает очередную в своей биографии технологическую революцию. Анимационному детищу Стива Джобса суждено было стать самым кассовым фильмом 1995 года, и с тех пор большие экраны превратились в основное поле битвы за зрителя между анимационными лентами.
Россия вступила в эту борьбу на внутреннем рынке в 2003 году с фильмом по сказке Вильгельма Гауфа «Карлик Нос», продюсером которого в числе прочих выступил легендарный Сергей Сельянов. Именно с этого проекта началась студия «Мельница», сегодняшний флагман русской анимационной индустрии. При общих затратах в 2,5 млн долларов «Карлик Нос» собрал в прокате чуть больше полумиллиона. Но очевидная коммерческая неудача не остановила Сельянова и его соратника по анимационному бизнесу Александра Боярского (ныне — генеральный директор «Мельницы»). Почти случайно, благодаря безвестному автору, спонтанно отправившему сценарную заявку на электронный адрес студии, им удалось найти формулу коммерчески успешных анимационных фильмов: комедийное повествование о приключениях фольклорных персонажей с аллюзиями на современность.
№4 (930)
19 января 2015 - 25 января 2015 В номере: Тема недели Повестка дня Макроэкономика Русский бизнес Макроэкономика Мир- Задел на новый кризис
- «Средний класс перенасытился, и шлагбаум закрылся»
- Долгая дорога на войну
- Блики войн