Аварийная ситуация

Эксперт-авто
Москва, 26.01.2015
«Эксперт» №5 (931)
Российский авторынок по итогам ушедшего года сократился не так значительно, как ожидалось, — всего на 10%. Однако участники рынка готовятся к тяжелым испытаниям: в наступившем году рынок в лучшем случае рухнет на четверть, а в худшем — более чем наполовину

Предоставленно компанией Volvo

«Хороший результат для не очень хорошего года» — так охарактеризовал итоги продаж в России легковых автомобилей в 2014 году председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер. На специальной пресс-конференции АЕБ, состоявшейся на прошлой неделе, было объявлено, что по итогам 2014 года российский авторынок сократился на 10,3%, почти до 2,5 млн автомобилей. Сокращение оказалось более значительным, чем в 2013 году, когда продажи упали на 5%, до 2,8 млн штук (см. график 1).

Однако в течение всего прошлого года участники рынка настраивались на более существенное падение — почти каждый месяц динамика продаж была отрицательной, а в июле, августе и сентябре падение даже превышало 20% (см. график 2). Годовые показатели были скорректированы ноябрьскими и декабрьскими продажами: покупатели устремились в автосалоны, чтобы потратить обесценивающиеся рубли, и в итоге декабрь оказался единственным месяцем года, показавшим положительную динамику — 2,4%. 

Японцы жмут на газ

Лидером на рынке остается Lada, которая завершила год с 15-процентным падением (см. таблицу), но тем не менее за этой маркой остается более 20% всех продаж легковых автомобилей в стране (387 тыс. проданных машин). Далее идет корейская KIA, которая продемонстрировала небольшое снижение — на 1% (195 тыс.), а занимающая третье место французская Renault показала сокращение продаж на 7% (194 тыс.).

Вообще, несмотря на общее снижение рынка, ушедший год для ряда марок оказался весьма успешным. Например, большинство японских марок закончили его с приростом: Mazda увеличила продажи на внушительные 17%, Nissan — на 11%, выросли также показатели Toyota (5%), Subaru (4%) и Mitsubishi (2%; см. график 3). Приятно удивил всех Jeep (рост на 54%). Ожидаемо в плюсе оказались многие премиум-бренды: Land Rover — на 1%, Infiniti — на 4%, Volvo на 4%, Mercedes-Benz — на 11%, а Lexus и Porsche соответственно на 21 и 24%.

Ну а ряд брендов закончили год неудачно, их продажи упали гораздо сильнее, чем рынок в среднем. Это американские Ford (–38%) и Chevrolet (–29%). японская Suzuki (–28%), немецкие Opel и Volkswagen (–20 и –18% соответственно), французские Peugeot и Citroёn (–38 и –31%). Кстати, в минусе оказались и некоторые премиум-марки: BMW (–16%) и Audi (–6%).

Если смотреть на продажи с точки зрения типов машин, то в минувшем году в России продолжился рост сегмента кроссоверов и внедорожников — сейчас доля продаж этих машин составляет 36%, а доминировавший ранее тип компактных автомобилей сокращает свою долю рынка — сейчас он занимает 33% (см. график 4). 

Пир перед чумой

Неплохие результаты года на автомобильном рынке обоснованно вызывают тревогу о будущем. Все понимают, что ажиотажный спрос конца прошлого года отъел значимую часть продаж первых месяцев года текущего: те, кто собирался купить автомобиль, сделали это в ноябре и декабре. Похоже, 2014 год станет для российского авторынка вершиной, с которой он покатится вниз, особенно в ближайшие месяцы.

Главным негативным фа

У партнеров

    «Эксперт»
    №5 (931) 26 января 2015
    НИКАК НЕ ЛОПНУТ
    Содержание:
    Другой способ выполнять соглашение

    Ополченцы начали контрнаступление на позиции украинских войск. Сдерживать их пока некому и незачем

    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Реклама