Поделили бумажную поддержку

Экономика и финансы
Москва, 02.02.2015
«Эксперт» №6 (932)
Докапитализация за счет госсредств будет доступна трем десяткам крупнейших банков. Упорное нежелание государства присмотреться к проблемам небольших региональных игроков может привести к тому, что значительная часть малого и среднего бизнеса останется без кредитов

ООО "Издательский дом Родионов"/ТАСС

Агентство по страхованию вкладов утвердило список банков — претендентов на докапитализацию. Таковых набралось всего 27, а из 1 трлн рублей, которые Минфин передал АСВ в виде имущественного взноса, удалось сэкономить 170 млрд. Больше всего предстоит потратить на поддержку ВТБ и Газпромбанка — 123 млрд и 126 млрд рублей. И это в дополнение к 150 млрд и 100 млрд, которые, согласно антикризисному плану, будут влиты в капитал этих банков за счет средств Фонда национального благосостояния. Всего же на долю десяти фининститутов из списка приходится порядка 607 млрд рублей — 81% всей распределенной суммы. Из банков, которые могли бы участвовать в распределении бюджетных денег по ключевому критерию, размеру собственных средств не менее 25 млрд рублей, в списке не оказалось Сбербанка — ему помощь традиционно оказывает главный акционер в лице ЦБ, «дочек» иностранных банков и крупных игроков, специализирующихся на розничном кредитовании. Последних от господдержки отсекло еще одно требование АСВ: доля розничных кредитов (без учета ипотеки) не должна превышать 45% портфеля.

Прошедшие процедуру отбора банки, несмотря на немалую госпомощь, ждут три не самых легких года. Они должны будут, во-первых, за счет прибыли или акционеров нарастить свой капитал на половину полученной от АСВ суммы, во-вторых, заморозить зарплаты работникам и вознаграждение руководителям, а в-третьих, увеличивать кредитный портфель на 1% в месяц. Причем в весьма узком спектре сегментов: ипотека, малый и средний бизнес и наиболее важные для развития экономики отрасли, куда, по всей видимости, входит и агропром. Нарушителям грозит штраф в размере 2% от выделенных средств.

Требование по наращиванию кредитования выполнить сложнее всего. С одной стороны, крупным банкам продемонстрировать 12-процентный прирост кредитов реальному сектору по итогам года в разы сложнее, чем их более скромным коллегам из списка АСВ. С другой — очищенный от валютной переоценки рост совокупного кредитного портфеля банковской системы в 2014 году составил всего 9%, и это притом, что ситуация в экономике была куда лучше, а ключевая ставка ЦБ находилась пусть на высоких, но гораздо более комфортных по сравнению с недавними 17% и даже с нынешними 15% уровнях. Правда, определиться с участием в докапитализации банки должны к октябрю, а значит, требования АСВ вступят в силу не раньше 2016 года, когда ситуация может измениться. Да и высокая инфляция должна поспособствовать двузначным темпам прироста портфелей.

Брать или не брать

Механизм поддержки банков выглядит весьма элегантно — в том смысле, что правительство придумало, как помочь банкам не «живыми деньгами», а своими облигациями. Получив от Минфина пакет ОФЗ на 1 трлн рублей, АСВ должно передать их на баланс отобранных банков. ОФЗ зачтутся в активах, в обмен на субординированные займы в пассивах. Ставки по первым полугодовым купонам по госбумагам установлены на уровне 10,55–10,99%. Ставка по последующим купонам будет плавающей, с привязкой к среднему за полгода значению

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (932) 2 февраля 2015
    АНТИКРИЗИСНЫЙ ПЛАН
    Содержание:
    Задача — выжить

    Условия функционирования среднего бизнеса резко ухудшились. Компании минимизируют долг, притормаживают начатые и откладывают перспективные проекты развития и стараются не допустить полномасштабного кризиса неплатежей

    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама