Дальнейший рост грозит разорением

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
16 февраля 2015, 00:00

Главы ведущих российских авиакомпаний, за исключением «Аэрофлота» и «Сибири», обратились к вице-премьеру России Аркадию Дворковичу с просьбой принять экстренные меры, чтобы предотвратить дальнейшее разрастание кризиса на рынке авиаперевозок. Главная из них — снижение налоговой нагрузки за счет обнуления НДС на внутренних рейсах. Сейчас у нас НДС не облагаются только международные рейсы, а также полеты в Крым. Если распространить это правило на маршруты по России, то авиаперевозчики смогут сэкономить порядка 50 млрд рублей. Но это еще не все. Наши авиаторы просят компенсировать им ту часть ставки по кредитам, которая превышает ставку рефинансирования ЦБ, а также возобновить механизм предоставления государственных гарантий. Наконец, их не устраивает безудержный рост всевозможных тарифов естественных монополий, поэтому они предлагают заморозить как минимум на год все ставки сборов на обслуживание воздушных судов и пассажиров в аэропортах. Если этого не сделать, то авиакомпании будут вынуждены повысить цены на билеты. А это в свою очередь неминуемо приведет к сокращению рынка авиаперевозок на 20% и к увеличению убытков в целом по отрасли как минимум в полтора раза.

Несмотря на то что наш рынок авиаперевозок еще недавно демонстрировал впечатляющие темпы роста, финансовое положение авиакомпаний оставалось крайне тяжелым и, судя по всему, улучшаться не будет. Причина этого очень проста — резкий рост внутренних авиаперевозок, которые генерируют гигантские убытки. По итогам прошлого года общий объем перевозок нашими авиакомпаниями вырос на 10%, тогда как в целом в мире — всего на 6%. Но весь этот прирост обеспечили внутренние авиалинии — здесь пассажиропоток вырос на целых 17%. В прошлом году внутри России впервые в истории гражданской авиации нашей страны было перевезено пассажиров больше, чем на международных маршрутах: 46,9 млн человек против 46,3 млн. В итоге суммарный отрицательный результат авиакомпаний на внутренних рейсах, по расчетам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), составил порядка 22 млрд рублей. Раньше эти убытки практически полностью компенсировала прибыль, полученная на международных маршрутах. Но из-за девальвации рубля она резко сократилась, и в целом по итогам прошлого года отрасль ушла в глубокий минус. В АЭВТ общий убыток индустрии оценивают почти в 7 млрд рублей.

Но это лишь начало негативной тенденции. Сейчас все говорит о том, что эти убытки будут стремительно увеличиваться. Во-первых, уже в январе рост пассажиропотока у нас впервые с 2009 года сменился падением. В целом он сократился на 1,3%. А вот пассажирооборот упал почти на 10%. Это значит, что люди стали меньше летать за границу. По прогнозам Минтранса, только в первом квартале нынешнего года перевозки на международных маршрутах сократятся на 2%. При этом аналитики «Сбербанк CIB» уверены, что по итогам всего 2015 года падение пассажиропотока на международных авиалиниях составит 20–25%. В абсолютном выражении он сократится на 9 млн человек. Таким образом, авиакомпании лишатся едва ли не 40% выручки. Но самое важное — они будут терять самых выгодных клиентов, которые позволяли им покрывать убытки от работы на внутренних рейсах.

Во-вторых, внутренних перелетов при этом станет больше. Здесь пассажиропоток, как прогнозируют в «Сбербанк CIB», по итогам года увеличится на 10%. И никаких шансов сделать внутренние перелеты рентабельными у авиакомпаний пока нет. Этому мешает не только пресловутый НДС, но и ценовые войны, развязанные нашими авиаперевозчиками. По словам президента АЭВТ Владимира Тасуна, если в августе прошлого года средний тариф на внутренние перевозки в России составлял 6300 рублей, то в ноябре — уже 5300 рублей. И это несмотря на двукратное падение рубля по отношению к доллару.

Очевидно, что в таких условиях целый ряд наших авиакомпаний должны будут либо обанкротиться, либо поднять цены. Первый вариант весьма выгоден таким авиакомпаниям, как «Аэрофлот» и «Сибирь». Именно поэтому их руководители не только не поддерживают инициативу своих коллег, но и выступают жестко против адресной помощи правительства своим конкурентам. Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев и гендиректор «Сибири» Владимир Объедков обратились к первому вице-премьеру Игорю Шувалову с просьбой не спасать авиакомпанию «ЮТэйр», мотивировав это тем, что она занималась бессистемной экспансией и не уделяла внимания вопросам эффективности бизнеса. Но даже если это так, то не лишним будет напомнить, что высокая эффективность бизнеса самого «Аэрофлота» во многом базируется на компенсационных платежах, которые компания получает от своих конкурентов за недоиспользованные коммерческие права (их еще называют «транссибирскими роялти»). Ежегодно они приносят в кассу «Аэрофлота» 300–350 млн долларов. Что же касается «Сибири», то во время предыдущего кризиса, в 2009 году, эта авиакомпания допустила дефолт по своим облигациям. Тем не менее ее тогдашние кредиторы, среди которых были и государственные банки, в том числе Сбербанк, по решению властей пошли навстречу авиаторам и не стали настаивать на банкротстве.

В ходе нынешнего кризиса государство, судя по всему, тоже так или иначе будет помогать авиакомпаниям. Например, «Трансаэро» уже получила госгарантии на 9 млрд рублей, под которые привлекла кредит в ВТБ. «ЮТэйр» таких гарантий пока не имеет, но у этой авиакомпании нашлись инвесторы, готовые предоставить ей 25 млрд рублей, что позволит погасить треть долга. Кроме того, ее акционеры при участии Минтранса, Сбербанка и ряда других финансовых институтов разработали план реструктуризации авиакомпании, который позволит стабилизировать ситуацию. Но на самом деле этого недостаточно, и правительству все-таки придется найти способ поддержать авиаперевозчиков, не нарушая при этом принцип равноправия. В противном случае после банкротства даже одного крупного игрока оставшиеся на рынке авиакомпании не только заберут себе его пассажиров, но и обязательно повысят цены на билеты.