Чтобы сделать возможным изменение вектора экономического развития всей страны, нужно, чтобы каждый крупный город и регион всерьез задумался о новых возможностях для роста, о своей экономической миссии. Это особенно актуально, если город находится в регионе с традиционно низкой плотностью населения и в непростой климатической зоне.
О том, какой путь выбирает Красноярск, за счет чего собирается достигать результатов и что уже стало достоянием сибирского миллионника, «Эксперту» рассказал глава города Эдхам Акбулатов.
— Как сегодня выглядит хозяйственно-экономический профиль Красноярска?
— Красноярск формировался во многом благодаря политическому решению переместить в Сибирь промышленный потенциал страны во время Великой Отечественной войны. Поэтому развитие города неразрывно связано с развитием больших производств. В первую очередь это металлургия, цветная металлургия, а также связанные с цветными металлами производства. Несмотря на то что времена промышленных гигантов ушли в прошлое, многие предприятия сохранили статус градообразующих.
На основе этого фундамента развиваются производства, которые работают в кооперации с уже существующими заводами. Например, компания «Джонсон Матти», специализирующаяся на выпуске автомобильных катализаторов. Логика открытия такого производства связана с тем, что в Красноярске обрабатываются и производятся драгоценные металлы, которые используются в производстве автомобильных катализаторов. Еще один пример — голландская компания «Хенкен», которая работает в кооперационной увязке с Красноярским алюминиевым заводом и другими российскими предприятиями цветной металлургии, выпуская специальную технику для их металлургических производств. Поскольку наш край богат лесом, в Красноярске активно работают предприятия по глубокой переработке древесины. Это такие компании, как КМК и «Мекран». В первую очередь эти компании выпускают пиломатериал высокого качества, изделия для комплектов домов из клееного бруса, готовую мебель. Есть ряд других примеров, которые иллюстрируют диверсификацию экономики города.
Освоение новых видов производств с целью повышения эффективности экономического развития заложено и в новом генеральном плане Красноярска. Ведь для того, чтобы город устойчиво развивался, должен быть соответствующий промышленный потенциал. Красноярск не может быть только городом туризма, не может стать только финансовым центром в полном смысле этого слова, не может стать городом только образования или только медицины. В связи с этим нам важно использовать базовый промышленный профиль города для создания современных высокоэффективных и экологически безопасных производств.
— Уже есть конкретные идеи?
— Да, безусловно. Это не просто идеи, это концепция, которая продиктована временем и существующими в крае ресурсами. Так, благодаря открытому сравнительно недавно Ванкорскому месторождению в регионе появилась новая отрасль — нефтедобыча. Если пять лет назад в крае не добывалось ни одной тонны нефти, то сейчас добывается 17 миллионов тонн с перспективой добычи 25 миллионов тонн. В крае строится нефтепровод Куюмба—Тайшет, который позволит обеспечить подачу в магистральную сеть нефти с Юрубчено-Тохомского месторождения. Это еще порядка пяти-шести миллионов тонн нефти. Поэтому уникальный шанс для Красноярска — развивать нефтесервисный кластер. Это гигантский сегмент рынка, который постоянно будет требовать производственно-технологической комплектации.
Мы работаем над тем, чтобы создать импульс для развития сопутствующих производств. Как правило, потребность в площадях машиностроительного производства такого профиля (с объемом продукции до 10 миллиардов рублей) несопоставимо меньше площадей, скажем, целлюлозно-бумажного комбината. То есть это совершенно другая эффективность с точки зрения использования городской территории. К тому же такие производства более экологичны и требуют высококвалифицированной рабочей силы. Соответственно, на этих предприятиях будет высокая производительность труда и высокая заработная плата. А рост доходов населения в дальнейшем превратится в инвестиции в жилье, инфраструктуру, услуги и так далее. Так что перспективы дальнейшего развития города во многом связаны с сервисными технологиями, с сервисным машиностроением, в значительной мере ориентированы на новую отрасль нефтедобычи, нефтепереработки.
— Для обслуживания сервисных технологий нужны специализированные кадры. Город располагает таким ресурсом?
— Красноярцы — самое главное богатство, которым располагает край. Три года назад у нас произошло знаменательное событие — родился миллионный житель. А сегодня в городе проживает уже один миллион сорок шесть тысяч человек. Прежде всего рост населения происходит за счет естественных факторов. У нас положительный естественный прирост, только в 2014 году он составил 4154 жителя.
В то же время на демографию, безусловно, существенно влияют возможности трудоустройства. Чем больше предложений на рынке труда, тем больше людей, готовых связать свою судьбу с городом. Уже сейчас в Красноярске в головном офисе такой крупной компании, как «Ванкорнефть», работает несколько тысяч человек. Это профессионалы-нефтяники, которые приехали в Красноярск из других регионов нашей страны. Многие из них пожелали остаться в Красноярске, стать жителями нашего города.
И мы готовы не просто принимать специалистов, но и создавать условия для их обучения, повышения квалификации. Мощной научной базой для подготовки высококвалифицированных инженеров, строителей по праву является Сибирский федеральный университет.
— А что еще, по вашему мнению, необходимо сделать, чтобы в Красноярск приезжали профессионалы?
— Обеспечить качество жизни. Это важно и для того, чтобы красноярцы связывали свое будущее с родным городом, и для того, чтобы Красноярск был привлекателен для специалистов, в которых город заинтересован.
И в этом плане нам еще немало предстоит сделать.
До недавнего времени акцент в Красноярске был сделан на строительство жилья. Нам же предстоит совершить прорыв в строительстве социальных объектов: детских садов, школ, объектов здравоохранения, — добившись комплексного обустройства как уже застроенных, так и новых жилых районов.
Для Красноярска очень актуальна проблема автомобильных пробок: если в Москве на тысячу человек приходится 380 автомобилей, то у нас — 450. А значит, в числе приоритетов для нас — развитие улично-дорожной сети и повышение дорожного трафика. В городе реализуются масштабные проекты формирования первого транспортного кольца, завершается строительство четвертого моста через Енисей.
Современный город трудно себе представить без комфортного общественного транспорта. И у нас определены основные этапы решения этой задачи. В частности, совместно с правительством Красноярского края и РЖД в городе уже действует проект «Городская электричка».
Несмотря на то что Красноярск расположен среди сибирской тайги, для самого города, его жителей, весьма актуальны вопросы озеленения, особенно для тех районов, которые застраивались в постсоветское время. Поэтому сейчас мы уделяем особое внимание формированию «зеленого каркаса» Красноярска. В течение двух с половиной лет в городе было высажено более 60 тысяч деревьев и кустарников, обустроено свыше 90 гектаров скверов, парков и общественных пространств в шаговой доступности от места жительства. Наряду с этим, используя уникальность природного ландшафта, мы формируем единый экологический кластер, который объединит в себе заповедник «Столбы», фан-парк «Бобровый лог», парк флоры и фауны «Роев ручей». Эти уголки отдыха, уже ставшие визитными карточками Красноярска, будут парковыми комплексами европейского типа.
Весь этот комплекс мер, синхронизированный в генеральном плане, призван грамотно сформировать городскую среду, создавать, если хотите, особую атмосферу для реализации гражданских инициатив, для развития всего городского сообщества. А город, комфортный для жителей, без сомнения, привлекателен для делового сообщества, для высококвалифицированных специалистов, готовых связать свою судьбу с Красноярском.
— В 2019 году в Красноярске пройдет Универсиада. Это примечательное событие не только для города, но и для всей страны. Какие объекты уже готовы и что еще предстоит построить?
— У нас уже есть ряд спортивных сооружений, оборудованных по высшим европейский стандартам. Это академия биатлона, фан-парк «Бобровый лог». Они и сейчас готовы принимать соревнования самого высокого уровня. Уже возводится большой горнолыжный и лыжный комплексы — Академия зимних видов спорта. Кроме того, нам предстоит построить два ледовых дворца, отремонтировать существующий Дворец спорта имени Ивана Ярыгина. Помимо спортивных сооружений будут построены общежития Сибирского федерального университета, в которых разместится деревня Универсиады. И, безусловно, немало предстоит сделать в плане изменения городской среды, о которой мы с вами уже говорили.
— Сейчас многие специалисты по урбанистике говорят о важности формирования бренда города. Как вы считаете, нужен ли Красноярску бренд?
— Бренд нужен любому городу, который хочет подчеркнуть свою уникальность. Красноярск — многогранный город. Наши культурные бренды — художник Василий Иванович Суриков, певец Дмитрий Хворостовский. Природные жемчужины — заповедник «Столбы», фан-парк «Бобровый лог», парк флоры и фауны «Роев ручей», сама река Енисей. В молодежной среде, безусловно, своеобразными брендами являются территория инициативной молодежи «Бирюса», уникальный для всего региона Сибирский федеральный университет.
В целом привычное представление о Красноярске для большинства россиян связано, конечно, с десятирублевой купюрой, на которой изображен наш Коммунальный мост, часовня Параскевы Пятницы, Красноярская ГЭС, которая хоть и находится за пределами города, воспринимается как красноярский объект. Все перечисленные мною элементы — это уникальный капитал Красноярска, то единое целое, которое объединяет всех горожан и придает импульс развитию Красноярска — города возможностей как для каждого его жителя, так и для всего городского сообщества в целом.