Кольцо благосостояния

Надежда Мерешко
23 февраля 2015, 00:37

На строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в ближайшее время будет выделено 34 млрд рублей из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ)

Об этом 18 февраля на правительственном совещании заявил министр финансов Антон Силуанов. Выделенные средства через банки поступят заказчику проекта — государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»).

Совокупно из ФНБ на проект новой кольцевой автомагистрали (трассы А113) должно быть направлено 150 млрд рублей. Еще 74 млрд ожидается из федерального бюджета и 76 млрд рублей вложат частные инвесторы.

Четырехполосная ЦКАД будет автомагистралью первой технической категории с прочностными характеристики под современные тяжеловесные грузовики — 11 тонн на ось. Дорога пройдет в среднем на расстоянии 50 км от границ Москвы и должна будет забрать основную часть транзитного грузового потока, идущего через Москву, что ощутимо разгрузит столичный транспортный узел.

Общая протяженность ЦКАД составляет 529,9 км. Из них 339 км — это замкнутое автодорожное кольцо в районе существующего Малого бетонного кольца (А107), которое должно быть введено в эксплуатацию осенью 2018 года, а оставшиеся километры трассы — ответвление на основе «большой бетонки» (А108), которое построят позднее.

Вся трасса разбита на пять отрезков (пусковых комплексов), для каждого будут проведены отдельные тендеры. Одна из частных компаний летом прошлого года уже приступила к строительству первого из пяти участков трассы. Эти первые 49,5 км ЦКАД возводит «Стройгазконсалтинг» Руслана Байсарова. Из всей стоимости участка в размере 48,8 млрд рублей частный инвестор вкладывает 6,8 млрд.

Известно также, кто будет строить и следующий участок (пятый пусковой комплекс) кольцевой дороги — тендер в ноябре 2014 года выиграла компания АРКС Геннадия Тимченко. Данный отрезок ЦКАД стоимостью 42,2 млрд рублей протянется на 76 км и помимо нового строительства включает в себя реконструкцию существующего 50-километрового участка трассы А107 от Киевского до Ленинградского шоссе.

Тендеры на третий и четвертый пусковые комплексы, со строительством которых ЦКАД станет замкнутой кольцевой трассой, ожидаются в этом году.

По нынешним планам, заявки на участие в конкурсе относительно третьего пускового комплекса ЦКАД должны быть поданы до 27 марта, четвертого пускового комплекса — до 20 апреля. Подписание обоих концессионных соглашений намечено на декабрь 2015 года.

Однако в начале этого года допущенные к тендерам участники обратились в «Автодор» с просьбой перенести сроки подачи конкурсных предложений на сентябрь 2015 года. По сообщению пресс-службы «Автодора», дополнительное время необходимо компаниям «для проведения переговоров по условиям концессионного соглашения в условиях отсутствия уточненных макроэкономических прогнозов, затрудняющего построение актуальных финансовых моделей проектов». В частности, потенциальным концессионерам хотелось бы скорректировать условия конкурсов относительно возможностей по привлечению заемного финансирования. Пожелание инвесторов будет рассмотрено Минтрансом и передано правительству.

В числе допущенных к тендерам пять компаний: консорциум группы ВТБ и французской группы Vinci («СОК 24 Раша»), консорциум Газпромбанка и «Стройтрансгаза» («Инвест Финанс»), консорциум «ДСК Автобан» и испанской Sacyr Concession (Автодорожная строительная корпорация), консорциум «Стройгазконсалтинга» и венгерской Intertoll Infrastructure Developments B.V. («Кольцевые магистрали столицы»), а также компания «Северо-восточная магистраль», подконтрольная группе УК «Лидер».

Напомним, что источником возврата средств станет плата за пользование дорогой. Предварительно цена за километр трассы может составить 2,32 рубля. Доходы от платы за проезд, по оценкам «Автодора», к 2020 году достигнут 40 млрд рублей при пропускной способности новой трассы 70–80 тыс. автомобилей в сутки. Ожидается, что окупится проект за 29 лет.