Кто ворует на строительстве

22 февраля 2015, 21:12

Аудиторы Счетной палаты РФ (СП) выяснили, что основной механизм завышения сметной стоимости при строительстве заложен в систему нормативов ценообразования

Сговоры на строительных тендерах носят массовый характер

Дело в том, что Минстрой России передал государственную функцию разработки сметных нормативов подведомственному ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве» (эта организация приложила немало усилий, чтобы не допустить к своим документам ревизоров СП, о чем те даже написали в докладе правительству). «Утвержденная еще Госстроем России в 2012 году без каких-либо законодательных оснований классификация сметных нормативов предусматривает возможность использования индивидуальных нормативов для отдельных объектов или даже целых отраслей, — пояснил аудитор СП Сергей Агапцов. — Такая процедура обеспечивает избирательный подход и приводит к увеличению сметной стоимости строительства отдельных объектов на 20–45 процентов».

Более того, «почетную миссию» устанавливать цены на строительство пытались монополизировать, утверждают в Федеральной антимонопольной службе. Ведомство возбудило дело против Минрегиона России, Госстроя, ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов», некоммерческой организации НАСИ, ООО «Стройинформиздат», ООО «Госнорматив» и ООО «Госстройсмета». «Их подозревают в заключении соглашения с целью ограничения доступа на товарные рынки разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации, разработки и реализации строительной проектно-сметной документации, — пояснил начальник управления ФАС по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев. — НАСИ и связанные с ней хозяйствующие субъекты получили исключительное положение как основные обладатели информации, необходимой для составления сметной документации (сметные нормативы, индексы сметной стоимости, средние сметные цены), что создает другим хозяйствующим субъектам препятствия к доступу на рынок разработки сметных программ, а также на рынок разработки сметной документации».

Масштабы завышения смет можно себе представить, зная, что разработанные монополистами нормативы применялись при реконструкции и строительстве таких объектов, как аэропорты, Приморский океанариум во Владивостоке, линии метро. Например, сравнительный анализ территориальной сметной нормативной базы Москвы с федеральной сметно-нормативной базой 2001 года (ФСНБ-2001) показал существенное превышение ряда расценок последней. Так, начальная сметная стоимость строительства участка Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена от станции «Марьино» до станции «Зябликово» при использовании ФСНБ-2001 составляет 4,1 млрд рублей, а при использовании сметной нормативной базы Москвы — 2,1 млрд рублей.

К перерасходу средств на строительство приводят и картельные сговоры, в 35% которых фигурируют органы власти. Чаще всего «рука власти» присутствует незримо, определяя победителей тендеров. Из заметных нарушений — строительство автомобильной дороги М54 «Енисей» от Красноярска через Абакан и Кызыл до границы с Монголией. С 2011-го по 2014 год заказчик ФКУ Упрдор «Енисей» провел торги для заключения государственных контрактов по строительству, ремонту и содержанию этой дороги на 1,8 млрд рублей. И все шесть аукционов завершились без какого-либо соперничества между их участниками (снижение начальной, максимальной, цены контракта было символическим — 0,5%). «Когда специалисты ФАС посмотрели на предложения других компаний, не являвшихся участниками сговора, оказалось, что стоимость работ могла быть ниже, до 44 процентов. При этом госконтракты были заключены и исполнены победителями, — говорит Андрей Тенишев. — По нашим подсчетам, ущерб бюджету от деятельности картеля составил 700 миллионов рублей»