О суете вокруг бюджета

Александр Привалов
22 февраля 2015, 20:25

Внезапный всплеск начальственного интереса к вопросу о том, кому и как урезать пенсии, производит очень странное впечатление. С одной-то стороны, всё правильно: начальство воспринимает всю вообще экономическую проблематику прежде всего, а то и исключительно с точки зрения госбюджета, для которого дотирование ПФР есть и впрямь тяжёлая нагрузка

Фото: Эксперт
Александр Привалов

Но ведь, с другой стороны, на всё должна быть манера. Что дела в экономике нехороши, а потому пояса так или иначе придётся затягивать, никому особенно объяснять не надо — народ уже и сам понял. Решать пенсионную проблему стратегически сегодня, когда никто толком не понимает, что случится послезавтра, явно не лучшее время. А тактической задачи сейчас, боюсь, просто нет. На вновь набранном уровне инфляции тихое шевеление сроками и параметрами индексаций есть куда более мощное орудие обуздания дефицита ПФР, чем даже поголовное лишение пенсий всех работающих пенсионеров — и всех балерин с воздушными гимнастами. Зачем же тогда дополнительно злить народ, показательно обижая никак не худшие и уж точно не самые процветающие его части: и у вас мы кусок заберём, и у вас! — понять нелегко.

Самая громкая новелла — приостановка выплаты пенсий работающим пенсионерам, годовой доход которых превысит миллион, — одновременно и самая дикая. Тем не менее она почти наверняка будет принята: инициативу Минтруда успели поддержать Минфин, МЭР и Федеральное собрание. Непонятно, что тут можно поддерживать. Затея дурна по самому своему смыслу: это милостыню можно то давать, то не давать; заработанная человеком пенсия принадлежит не правительству, а самому человеку, где бы он ни жил — хоть в Китае, как многие и делают, — чем бы ни занимался и сколько бы поверх пенсии ни зарабатывал. Даже если отнять уже выдаваемую пенсию юридически чисто, по сути это не перестанет быть грабежом. (Когда несколько месяцев назад киевские власти перестали выплачивать пенсии в Донбассе, чуть не все медиа России киевским властям именно это доходчиво объясняли; те, правда, тоже не слушали.) Затея дурна по соотношению затрат и результата: нам говорят, что она затронет, по оценкам Минтруда, 220 тысяч человек. Значит, возможная экономия составит от силы десятка три миллиардов — менее полупроцента бюджета ПФР. Но за эти полпроцента мало того, что пенсионным чиновникам сильно прибавится работы (это бы ладно), так заставят увеличить расходы и бизнес: Минтруда разработает законопроект, «предусматривающий переход работодателей на ежемесячную отчетность вместо ежеквартальной». Зачем? Чтобы оперативнее — на следующий же месяц после превышения зарвавшимся пенсионером лимита — приостанавливать пенсию. Но дурнее всего — неспровоцированная обида ни в чём не провинившимся людям. Миллион в год — 83 тысячи в месяц — не такая роскошь, чтобы давала начальству право отнимать якобы лишнюю пенсию. Да и остаются эти люди на работе не только же ради собственного интереса — они ведь нужны. У меня, например, друг работает в некой лаборатории, по уши заваленной нарастающим потоком оборонного заказа; так там сотрудников младше шестидесяти почти и нет. Кто-то из пожилых учёных и после обсуждаемого милого жеста останется, а кто-то плюнет и уйдёт — стоят того расчётные полпроцента? А кто щит Родины ковать будет?

Особо трогательно, что и эта плюшкинская экономия, и это представление о 83 тысячах в месяц как о сумме, оправдывающей экспроприацию, — всё это происходит на фоне провала очередной попытки перейти к прогрессивной шкале подоходного налога. Законопроект двух справороссов предусматривал слом тринадцатипроцентной шкалы на рубеже 5 млн рублей в год — и наибольший уровень обложения (28%) начиная с полумиллиарда в год. По мнению авторов, новация затронула бы «прежде всего олигархов»: «менее 1% населения, которое обладает 35% доходов от всего объёма доходов, получаемых в России». Мне этот законопроект, в общем, нравится — разве что шкалу я бы сдвинул повыше; и результат мог бы быть ощутимый, не то что гроши с работающих пенсионеров — вполне позволил бы снизить какие-то налоги с экономики. Но проект поддержали только меньшие фракции Думы — и отвергла ЕР. Вслух выдвинуто, в сущности, всего два контрдовода. Во-первых, «работает — не тронь»: поскольку сборы НДФЛ с каждым годом стабильно увеличиваются, нет резона что-либо менять. Без комментариев. Во-вторых, «всё равно не уследишь»: затронутые лица немедленно начнут получать зарплаты в конвертах — и бюджету будет только хуже. Странный аргумент. «Олигархи» с зарплатами в конвертах — сильное зрелище, но дело не в нём. В конце 90-х годов фискальная система действительно не справлялась с прогрессивной шкалой, но тогда ведь и государство было слабое; странно, что теперь, когда, как нам говорят, оно чрезвычайно укрепилось, оно опять не потянет задачи, с которой худо-бедно справляются две сотни стран мира. Кстати говоря, вопрос о том, удастся ли реализовать прогрессивную шкалу, по-хорошему следовало бы рассматривать в пакете с переходом к самостоятельной уплате налогов физлицами. Длящаяся с советских времён ситуация, когда большинство граждан имеет весьма смутные понятия о налогах, поскольку основную их часть платит работодатель, серьёзно тормозит прогресс в налоговой системе, да и не в ней одной.

Возвращаясь к бюджетным обязательствам, не только пенсионным, замечу, что стремление Минфина прямо сейчас жёстко определить, от каких из них мы откажемся завтра, послезавтра и до конца года, не кажется разумным. «Эксперт» уже писал, что минфиновские требования сократить расходы бюджета на 2,1% ВВП жёстче требований ЕС и МВФ к Греции — от неё требовали ужаться «всего» на процент-полтора, но и этого хватило, чтобы додавить экономику. И ведь заметьте: греки не могут управлять количеством евро в своём хозяйстве — мы своим рублям, что ни говори, хозяева. Курс рубля и цена барреля неузнаваемо изменились по сравнению с заложенными в бюджете; каким будет и будет ли реальный дефицит даже в первом квартале года, пока писано вилами по воде — зачем же так резво обстригать всё, до чего дотянешься?