Только вывозите

Евгений Огородников
редактор отдела рейтинги журнала «Эксперт»
23 февраля 2015, 00:13

Поддержка экспорта практически во всех крупных странах — государственная задача, которой подчинена работа всех министерств и служб, в том числе таможенной и налоговой

Мировая практика поддержки экспорта насчитывает не одно десятилетие. Даже обладая развитой экономикой и располагая сильными компаниями с мировым именем, большинство стран все равно тратит немало сил и средств, чтобы помочь своим производителям организовать зарубежные поставки. При этом многие государства особое внимание уделяют средним и малым компаниям, которым сложнее организовать экспорт, чем крупным игрокам. 

США, Германия, Япония: деньги для средних

Для США экспорт — ключевой элемент экономики. В абсолютных цифрах объем экспорта составляет более 2 трлн долларов, или около 7 тыс. долларов на душу населения. На поддержку американского экспорта из федерального бюджета ежегодно выделяются значительные средства по целому ряду направлений. Во-первых, это предоставление кредитов, кредитных гарантий и страхование сделок. Главным проводником денег является Экспортно-импортный банк США, существующий с 1934 года. За восемь десятилетий работы Эксимбанк оказал поддержку экспортным контрактам (в первую очередь на развивающихся рынках) на 600 млрд долларов.

Во-вторых, много сил тратится на юридическую и политическую защиту интересов американских экспортеров. В-третьих, отдельное направление — финансирование покупателей при приобретении американского оборудования и технологий, в том числе в лизинг.

Все эти опции сейчас существуют и у нас (правда, в основном для крупных компаний). Но в арсенале США есть и другие инструменты поддержки экспорта, не нашедшие пока применения в России. В частности, речь идет о гарантиях по кредитам для компаний при осуществлении ими средне- и долгосрочных инвестиций за рубежом. Финансирование таких проектов осуществляется при помощи Корпорации зарубежных частных инвестиций (ОПИК).

И ОПИК, и Эксимбанк США очень активно поддерживают малый и средний бизнес. Более 85% из числа поддержанных Эксимбанком сделок приходится на небольшие компании — им банк предоставляет услугу «Глобальный экспресс-кредит»: 6- или 12-месячную возобновляемую кредитную линию в объеме до 500 тыс. долларов. Кроме того, небольшому бизнесу предоставляется услуга экспресс-страхования, что заметно упрощает доступ мелких экспортеров к страхованию их экспортной выручки.

Из Германии ежегодно вывозится продукции на 20 тыс. долларов на душу населения, а совокупные размеры экспорта составляют порядка 1,8 трлн долларов. В этой стране активно используются финансовые меры — страхование экспортных кредитов и инвестиций немецких фирм за рубежом, освобождение экспортеров от уплаты НДС, прямое и косвенное субсидирование отраслей промышленности, финансовая поддержка НИОКР. Германское правительство дает поручительства и для обеспечения гарантии не только политических, но и экономических рисков экспортеров, связанных с возможностью банкротства частных должников и неосуществлением платежа в течение шести месяцев после наступления срока погашения долга.

В системе поддержки экспорта Германии, как и в США, большое место занимают меры, связанные с информационным и консультационным обеспечением, содействием в осуществлении выставочно-ярмарочной деятельности, меры торгово-политического характера. Так, правительство оказывает поддержку компаниям при участии в зарубежных торговых выставках и ярмарках, причем все компании имеют равное право принимать участие в выставках и получить государственную помощь при организации стендов.

Еще одной развитой страной со значительным объемом экспорта на душу населения является Япония — около 7 тыс. долларов. В основе поддержки экспорта здесь, так же как в Германии и США, лежит взаимодействие между государственными и частными структурами (коммерческими банками, торговыми домами и др.).

Поддержкой экспорта в Японии занимается Банк международного сотрудничества. Основная цель — содействие экономическому сотрудничеству Японии с зарубежными странами — достигается за счет предоставления ресурсов для инвестиций и поддержки международной торговли. В числе услуг банка: экспортное и импортное кредитование, зарубежное инвестиционное кредитование, несвязанные и промежуточные кредиты, долевое участие, гарантии, секьюритизация и т. д., предоставляемые для всех направлений внешнеэкономической деятельности японских компаний. Приоритет для японцев — участие национальных компаний в зарубежных инфраструктурных проектах, а также экспорт предприятий малого и среднего бизнеса.

Китай, Бразилия, Чехия: еще больше способов

Интересен опыт Китая, который целенаправленно проводил политику расширения зарубежных поставок. С 1990 года объем экспорта в КНР увеличился более чем в 35 раз и достиг 2,5 трлн долларов. Но главный результат — изменение структуры внешних поставок: в 2012 году доля ресурсоемких товаров в общем объеме экспорта сократилась до 4%, а доля капиталоемких возросла до 52% (для сравнения: в 1990-х годах и тот и другой показатель составлял по 20% от общего объема экспорта).

Кроме стандартных финансовых механизмов в 2004 году в стране был значительно изменен закон «О внешней торговле» — в него включили новые меры государственной поддержки экспортеров, в частности гибкий инструмент возврата из бюджета НДС, предусматривающий дифференцированные ставки для разных групп экспортируемых товаров. С 2005 года китайское правительство поэтапно снижало или отменяло ставки возврата налога при экспорте неэкологичных, энерго- и ресурсозатратных товаров, одновременно увеличивая ставки на отдельные виды технологического оборудования и техники, IT-отраслей и т. д.

Активно развивает экспортную деятельность Бразилия. Объем зарубежных поставок увеличился с 1990-го по 2012 год практически в 10 раз, при этом доля экспорта в ВВП выросла с 7,4 до 12,6%. Кроме стандартных мер финансовой поддержки экспорта в стране есть и нестандартные. Так, создано Бразильское агентство по продвижению экспорта и инвестиций (APEX-Brasil), которое работает в тесном сотрудничестве с министерством развития, промышленности и внешней торговли. Представительства агентства расположены в восьми зарубежных городах: Майами, Гаване, Пекине, Франкфурте, Брюсселе, Москве, Дубае, Варшаве. В офисах агентства бразильские компании, выходящие на рынок страны, могут получить субсидирование для открытия представительства, а также юридическую и консультационную помощь и даже содействие в решении бытовых вопросов в незнакомой стране. Создана эффективно работающая база данных экспортеров. Существует и опыт организации зон свободной торговли. Компании, открывшие производство в такой зоне, получают 88-процентное снижение налогов на импорт, освобождаются от уплаты налога на промышленную продукцию, налогов в фонд социального обеспечения и налога с продаж. Кроме того, бразильским компаниям, занимающимся экспортной деятельностью, разрешено оставлять за границей всю валютную выручку.

Из стран Восточной Европы примером эффективного применения инструментов государственной поддержки экспорта может служить Чехия. По экспорту на душу населения она опережает и США, и Японию с показателем порядка 15 тыс. долларов (!). Экспорт дает 75% ВВП страны. Не стоит забывать, что в начале 1990-х Чехия переживала серьезный структурный кризис: передел территорий, изменения в экономике, безработица. Но стране, в том числе благодаря развитию экспортной деятельности, удалось справиться с проблемами, экономический рост постепенно увеличился до 6–7% в год. Важную роль сыграла чешская Концепция государственной политики по поддержке экспорта — страна сделала ставку на малые и средние предприятия. Теперь в Чехии среди компаний-экспортеров 40% малых и средних предприятий: это очень и очень много (обычно — не более 15%).

В чешской программе поддержки экспорта задействованы все возможные ведомства — чешские минпромторг, МИД, минфин, минобороны и минсельхоз, финансовые институты, такие как страховая компания «Общество по гарантиям и страхованию экспорта», Чешский экспортный банк, Экономическая палата ЧР и другие общественные объединения. Чехия прикладывает усилия для устранения тарифных и нетарифных барьеров, для разработки внешнеторговой стратегии и следования ей, для финансирования и страхования экспорта; для развития информационного и консультационного обеспечения, создания системы профессиональной подготовки; занимается защитой интересов чешских экспортеров; совершенствованием рекламно-выставочной деятельности в стране и за рубежом. Есть и ответственный за экспорт орган — министерство промышленности и торговли. В его ведении находится чешское агентство по поддержке торговли — «ЧехТрейд», которое занято тем, что предоставляет чешским компаниям информацию по интересующим их рынкам, ищет зарубежных партнеров и т. д.

Таким образом, и развитые, и развивающиеся страны для поддержки экспорта используют специализированные финансовые институты и банки, уполномоченные государством выдавать льготные кредиты. Кроме того, в большинстве стран действует система возврата налогов при экспорте товаров, совершенствуется таможенная инфраструктура, экспортеров стараются освободить от всевозможных количественных ограничений и пошлин, предоставить им всю необходимую информацию о внешних рынках и даже помочь представить свой товар — как конкретным компаниям, так и на выставках. Поддержка экспорта, в том числе средних компаний, является задачей государственного масштаба, и работа всех госорганов, включая таможню и налоговую службу, направлена на ее решение.