Еще четыре месяца

Николай Федотовский
28 февраля 2015, 19:11

Финансовая помощь Греции продлена до конца июня 2015 года. Но скептики предлагают начать готовиться к тому, что Греции в итоге придется покинуть зону евро

Новому греческому премьеру Алексису Ципрасу пришлось пойти на серьезные уступки ЕС, вопреки обещаниям, которые он давал своим избирателям

Очередной катастрофы в еврозоне удалось избежать: ЕС будет оказывать финансовую помощь Греции еще как минимум четыре месяца. Программа финансирования должна была закончиться 28 февраля, но всего за неделю до дедлайна совет министров финансов 19 государств зоны евро принял решение продлить кредитный договор.

Накануне целый ряд СМИ, включая такие влиятельные, как The Economist и The Financial Times, сообщал, что европейские партнеры Греции могут отклонить ее просьбу, что означало бы скорый выход страны из единой европейской валюты, пресловутый «грекзит». Однако политическая воля к сохранению еврозоны в ее нынешнем виде все же оказалась сильнее тактических финансовых соображений. Правда, теперь Греции, где в январе на выборах к власти пришла леворадикальная антиевропейская партия СИРИЗА, придется воздержаться от любых односторонних действий, которые могут отрицательно повлиять на финансовую стабильность страны. Афины также обязались и дальше проводить экономические реформы, что станет довольно сложной задачей для нового греческого премьера Алексиса Ципраса, который выиграл выборы под лозунгами отказа от навязанной в рамках предыдущих пакетов помощи программы жесткой экономии бюджета.

Впрочем, продолжение финансирования проблем Греции не решает, но лишь откладывает их решение на четыре месяца. Как разрешить проблему греческого госдолга в 180% ВВП без выхода страны из зоны евро, пока не знают ни в Брюсселе, ни в Афинах. Еще в начале февраля Ципрас говорил, что «кредитная программа провалилась и новое правительство не вправе просить о ее продлении, потому что оно не может просить о продлении ошибок».

На попятную

Несмотря на заявления новых греческих властей сразу после январских выборов (см. «Греция не дает покоя Европе», «Эксперт» № 6 за 2015 год), в середине февраля Греция направила в Брюссель официальную просьбу о продлении кредитного соглашения с еврозоной на шесть месяцев. При этом правительство Греции не хотело вести переговоры о финансовой поддержке Евросоюза и МВФ, поскольку эта программа требует продолжения режима экономии, приведшего к сокращению ВВП страны на 25%, росту безработицы и падению уровня жизни. Но в итоге греческим властям пришлось пойти на попятную.

Лишь в 2015 году Еврозона вернется на докризисный уровень ВВП. Но Греции до него еще очень далеко grec_graph.jpg
Лишь в 2015 году Еврозона вернется на докризисный уровень ВВП. Но Греции до него еще очень далеко

Европейский центробанк (ЕЦБ) заявлял, что не станет принимать участия в списании или реструктуризации долга Греции, если таковые будут происходить. Исключила возможность списания задолженности и канцлер Германии Ангела Меркель. Согласно опросу, 48% жителей Германии, главного кредитора Афин, высказались за то, чтобы Греция покинула еврозону. «Вопрос о том, чтобы снять греческий долг, не стоит. Другие страны зоны евро не пойдут на это», — заявил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. И добавил, что Брюссель открыт к диалогу и не является «угрозой» для Греции.

Поскольку средств на счетах греческого минфина практически не осталось, новое правительство страны пытается выкручиваться. В самом конце февраля, уже после решения о продолжении программы кредитования на четыре месяца, министр финансов Греции Яннис Варуфакис обратился в ЕЦБ с просьбой предоставить срочный кредит в 2 млрд евро. По мнению министра, Европейский центробанк может выделить эту сумму в рамках программы выкупа гособлигаций стран еврозоны, запущенной в феврале. Эта программа призвана наполнить экономику Европы деньгами и обойдется регулятору более чем в триллион евро до 2016 года. При этом, согласно программе, греческие облигации будут выкупаться лишь в июле 2015-го.

Варуфакис обосновал свою просьбу тем, что в марте правительство Греции обязано погасить часть долга перед МВФ (в 2010–2012 годах партнеры по еврозоне и МВФ предоставили стране 240 млрд евро). В противном случае Греции грозит дефолт. Варуфакис полагает, что ЕЦБ может пойти навстречу Афинам и дать эти средства. «Регулятор может перечислить их Международному валютному фонду. Но конкретного решения пока нет», — сказал министр.

Интересно, что еще 1 февраля Яннис Варуфакис заявлял, что Греция больше не будет брать кредитов. Погашение текущих долгов должно быть связано с экономическим ростом, утверждал министр. Он также заявлял, что теперь, после выборов, Афины не намерены сотрудничать с миссией тройки европейских кредиторов (ЕС, ЕЦБ и МВФ).

Основная часть госдолга Греции сегодня приходится на пакет помощи ЕС и МВФ по бейлаутам grec_graph2.jpg
Основная часть госдолга Греции сегодня приходится на пакет помощи ЕС и МВФ по бейлаутам

Сразу после получения отсрочки до конца июня греческие власти внесли в Европейскую комиссию список реформ, которые они намереваются провести. Этого шага добивались международные кредиторы, в первую очередь страны еврозоны, для продления срока действия программы кредитования Греции.

Реформы предусматривают борьбу с уклонением от уплаты налогов и с контрабандой топлива и табачных изделий. В список также вошли предложения о сокращении государственного аппарата и о борьбе с коррупцией. Но, согласно документу, новые власти Греции также берут на себя обязательство по преодолению того, что они называют «гуманитарным кризисом». Греческое правительство намерено потратить 60 млн евро на бесплатное электричество для бедных и более 750 млн евро на программу субсидий на питание. Эти меры связаны с выполнением предвыборных обещаний леворадикальной партии СИРИЗА помочь пострадавшим от экономического кризиса гражданам.

«Создание более справедливой системы налогообложения или борьба с уклонением от уплаты налогов, безусловно, сами по себе полезные вещи для любой страны, но для Греции они могут оказаться слишком незначительными и запоздалыми. В Греции не платились налоги в тучные годы, когда в стране происходил быстрый рост и повышался уровень жизни благодаря низким процентным ставкам в начале 2000-х, в связи со вступлением в зону евро. Сейчас, в условиях депрессивной неконкурентной экономики, очень трудно надеяться, что такие меры дадут быстрый результат», — рассказал «Эксперту» Саймон Тилфорд, экономист Центра европейской реформы в Лондоне.

Тем не менее министры финансов стран еврозоны оперативно одобрили представленную Афинами программу. Таким образом, это решение перечеркивает предвыборные обещания новой греческой власти прекратить в стране приватизацию, повысить социальные выплаты и минимальную заработную плату. 

Готовиться на выход

После принятия этих решений глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум заявил, что его цель остается прежней — сохранить еврозону в нынешнем составе. «Я совершенно согласен с главой ЕЦБ Марио Драги и президентом Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером, что выход Греции из еврозоны не обсуждается. Я даже не стану готовить какие-либо размышления на этот счет. Моя цель — сохранить зону евро нетронутой», — заявил Дейсселблум, выступая в Европарламенте.

Однако, по сообщениям ряда европейских СМИ, в ЕЦБ начали прорабатывать сценарии выхода Греции из состава еврозоны и Евросоюза в целом. «Пессимизм по поводу решения “греческого вопроса” связан с тем, что валютный союз в Европе не может функционировать без поддержки политического союза. Однако опыт последних десяти лет показал, что в Европе нет единого политического самовосприятия и разные страны ставят перед собой совершенно разные задачи. В результате единой валюте не хватает политической и экономической опоры, что делает “грекзит” не таким уж и невероятным», — рассказала «Эксперту» Дженнифер Маккьюэн, старший экономист консалтинговой компании Capital Economics.

Доходность гособлигаций Греции уже перестала иметь астрономические значения grec_graph3.jpg
Доходность гособлигаций Греции уже перестала иметь астрономические значения

Наиболее ярые сторонники европейского единства утверждают, что еврозону можно сохранить лишь через постепенное создание трансфертного союза, в рамках которого более богатые страны будут помогать более бедным. Но такой союз возможен лишь после устранения основных проблем слабых экономик. «Проблема в том, что немцы и греки не доверяют друг другу, более того, испытывают явную неприязнь по отношению друг к другу. Североевропейские страны с большой неохотой помогали южным соседям с программами кредитов в разгар кризиса. Поэтому не стоит ожидать, что они согласятся на автоматические трансферты, характерные для единого государства. Ведь они не без основания полагают, что политическая культура южноевропейских стран, например Греции или Италии, существенно отличается от культуры Германии, Нидерландов или Финляндии», — сказал в беседе с «Экспертом» Энгус Коллинз, ведущий аналитик исследовательского центра Economist Intelligence Unit.

Проблемы функционирования валютного союза сказываются на экономике. «До вступления в зону евро южноевропейские страны решали проблему конкурентоспособности своих экономик постоянными девальвациями. Сейчас же у них нет возможности девальвировать свою валюту или ослабить долговое бремя через инфляцию. Сегодня Греция, Италия и Португалия продолжают терять свою конкурентоспособность под грузом высокой безработицы, неподъемно высокого долга и дефляции. В таком случае выход наиболее проблемных экономик из зоны евро может оказаться благом для них в долгосрочной перспективе. Даже если первоначальный эффект от выхода и будет негативным», — считает Хауард Арчер, главный экономист компании IHS Global Insight.

Лондон