Принять такое решение и наметить амбициозные цели побудила успешная работа интернет-магазина в тестовом режиме. «Через два месяца тестовых продаж доля интернет-магазина в общем объеме реализации составила 1,5–2 процента. Мы хотим увеличить продажи в десять раз», — говорит Виталий Деледивка, управляющий директор мясокомбината «Окраина».
Создание мясопроизводителями собственного интернет-магазина не очень распространенная практика, однако есть все основания полагать, что направление будет развиваться. Прежде всего такой формат торговли дает производителям частичную независимость от розничных сетей, которые сегодня, в условиях дефицита банковского финансирования, используют вырученные от продажи средства в своих целях, оттягивая расплату с поставщиками. «Ритейл задерживает выплаты за товар. Производитель выступает в качестве кредитора для розничных сетей, которым сейчас невыгодно брать кредит в банке», — говорит Виталий Деледивка. Кроме того, по его словам, наценки в ритейле очень высоки — доходят до 40%, так что производитель, продавая свой товар сам, может конкурировать ценой.
Другое преимущество онлайн-продаж — акцент на свежем товаре. Магазин работает напрямую с производством: сразу после оформления заказа на заводе приступают к его формированию. Доставка не имеет ограничений по сумме заказа — вареники за 95 рублей и колбасу за 600 доставят бесплатно. Несмотря на такое рисковое и, казалось бы, заведомо убыточное условие, средний чек остается на уровне 2000 рублей.

«Окраина» располагает собственными автомобилями, а в загруженные дни обращается к своей службе, обеспечивающей доставку в розничные сети. Задача компании не допустить складирования продукции, работать только с колес. Для покупателя доставка неудобна лишь тем, что приходится ждать курьера. Но и эта проблема решаема: сейчас в стадии разработки находится мобильное приложение, которое позволит отследить, когда привезут заказ.
Привлекательность интернет-магазина заключается еще и в расширенном ассортименте — в ритейле он ограничен 15–20 наименованиями. Несмотря на наблюдаемую в течение нескольких лет стагнацию спроса на мясную продукцию на рынке, «Окраина» планирует расширять ассортимент, а для стимулирования спроса использует маркетинговые приемы, хорошо зарекомендовавшие себя в обычном ритейле, — скидки, акции, конкурсы. Помимо этого, «Окраина» — первый мясокомбинат, который приглашает покупателя напрямую выражать свое отношение к тому или иному товару, тем самым влияя на качество: для этого достаточно на сайте ввести уникальный номер UPC (штрих-код) с упаковки товара в специальной форме и оценить продукт. К слову, покупатель по этому штрих-коду определяет, когда и где была произведена конкретная упаковка колбасы или сосисок.
Стимулируются продажи и другими необычными способами. Так, каждому сотруднику компании выдан специальный код, по которому можно получить 5-процентную скидку на любой продукт. В интересах сотрудника предоставить этот код как можно большему числу покупателей начиная с родственников и соседей. Покупатель получает скидку, а сотруднику идет в зачет сумма, на которую предоставлена скидка, — «зачетные суммы» вернутся денежным бонусом. Таким образом, производитель уступает по 5% от цены товара покупателю и своему работнику, но это невысокая плата за продвижение продукции, которое он получает таким образом. Никакой другой рекламы компания не дает.
Тесный контакт с покупателем начинает играть все большую роль в условиях падающего спроса и растущих цен на продовольствие. По словам Виталия Деледивки, за последние полгода конечная стоимость продукции выросла на 20%, притом что себестоимость производства — на 45–50%. Дорожает, понятно, не только сырье, но и упаковочный материал. Чтобы сдерживать рост цен, «Окраина», как и другие производители, вынуждена экономить, но не на качестве товара, а на упаковке. Конечно, в нынешней ситуации производитель ищет способы удержать покупателя, и интернет-торговля один из них.
«Окраина» не единственный мясокомбинат, решивший завести интернет-магазин. Например, осуществляет продажи через свой официальный сайт и мясокомбинат «Дымов». Правда, ассортимент там очень ограничен — наборы для пикника (всего их четыре) минимальной стоимостью 461 рубль, заказ — от 400 рублей, стоимость доставки — еще 400 рублей.
А, скажем, в интернет-магазине Стара-Загорского мясокомбината «Козелки» представлен широкий ассортимент продукции, к тому же предлагается бесплатная доставка по Самаре и Самарской области.