Разрыв мобильного шаблона

Русский бизнес
Москва, 28.02.2015
«Эксперт» №10 (936)
Создав новый продукт на рынке большеэкранных смартфонов, компания Yota Devices удивила капризный мир потребительской электроники. Но подчинить себе этот мир компания сможет лишь в том случае, если сумеет привлечь инвестиции в полмиллиарда долларов

Российский частный бизнес столкнулся с беспрецедентным ухудшением условий: кредитные ресурсы фактически оказались недоступны, внешние рынки заблокированы, потребительский спрос сокращается. Компании, рискнувшие вложиться в технологии, в еще более тяжелом положении — окупить такие крупные инвестиции невозможно. Бизнес-история, которую мы хотим рассказать, настолько диссонирует с этой мрачной картиной, что вызывает искреннее любопытство.

Многие знают, что в продаже появился «первый русский смартфон» под названием YotaPhone, в который впервые в мире интегрирован полнофункциональный дисплей, разработанный по технологии электронных чернил. Однако мало кто знает, что этот аппарат занял первое место за инновации на всех престижных профильных международных выставках и фестивалях, включая Мобильный конгресс в Барселоне, CES в Лас-Вегасе и «Каннских львов» во Франции. Крупнейший в мире мобильный оператор Vodafone начал продавать российское устройство в Европе «в приоритетном порядке»; аналогичные соглашения были заключены с ведущим дистрибутором мобильной электроники в Китае Potevio и крупнейшим на Ближнем Востоке оператором связи EtiSalat. YotaPhone-2 публично купили основатель корпорации Apple Стив Возняк и целый ряд других именитых персон. По оценкам аналитиков, в течение года компания сможет продать до 2 млн устройств, заняв около 3% глобального рынка в сегменте большеэкранных смартфонов.

Сможет ли московский стартап встроиться в глобальную кооперацию в отрасли и выйти на массовое производство, сравнимое с грандами рынка мобильной электроники Samsung и Apple? Покажет время. Однако уже сейчас можно констатировать, что небольшой стартап, выделенный из оператора связи, всего за год смог вырасти в компанию, которая, по сути, начала формировать несуществующую в России отрасль потребительской электроники.

Банановый король и другие авантюристы

История компании Yota Devices — это не бизнес-план и его методичная реализация и не многократно выверенное вложение капитала расчетливых инвесторов. Старт этого бизнеса вообще нельзя привязать к стандартным формулам инвестиций, известных в рыночной экономике. Мы бы сказали, что это гремучая смесь авантюризма, харизмы лидера и бронебойной воли к победе. Учитывая устойчивый скепсис потребителей во всем мире по отношению к «русским гаджетам» (в том числе в самой России), смешной для этой отрасли объем инвестиций 15 млн долларов (затраты на разработку новой модели у конкурентов составляют 150–200 млн) и отсутствие опыта работы на рынке потребительской электроники, это был сумасшедший риск. Прежде всего для людей, которые вложили в эту безумную авантюру свои деньги. Таким смелым инвестором стал фонд Telconet и его владельцы, известные предприниматели Сергей Адоньев и Альберт Авдолян — фигуры в российском бизнесе сами по себе яркие и с интересной историей капитала.

В 1993 году Адоньев вместе с Владимиром Кехманом и Олегом Бойко основал компанию «Олби-Джаз», которая стала практически монопольным поставщиком в Россию сахара и ф

У партнеров

    «Эксперт»
    №10 (936) 2 марта 2015
    Чужая матрица
    Содержание:
    Условно уценили

    Агентство Moody’s переоценивает политические риски как фактор внешней платежеспособности России. В любом случае его решение снизить рейтинг РФ до «мусорного» уровня не имеет никаких практических следствий до тех пор, пока страна остается отрезанной от западных финансовых рынков

    Тема недели
    Коротко
    Международный бизнес
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама