Ритейлеры объединяют усилия

Лина Калянина
редактор отдела конъюнктуры отраслей и рынков журнала «Эксперт»
28 февраля 2015, 15:55

С помощью новой ассоциации розничные сетевые компании намерены повысить защищенность собственного бизнеса, оздоровить ситуацию в розничной торговле и уменьшить свои потери в кризис

Торговые центры заинтересованы в сохранении арендаторов

На днях в России была учреждена Национальная ассоциация сетевой торговли (НАСТ), в которую вошли непродовольственные розничные сети, представляющие так называемый средний сетевой ритейл. Инициаторы создания ассоциации — владельцы и руководители нескольких известных компаний: IDEAS4RETAIL (магазины Humleys, Imaginarium, Cook House и др.), «Адамас» (сеть ювелирных украшений), ГК «Новард» (обувная сеть «Эконика»), Inventive Retail Group (сети фирменных магазинов Apple, Samsung, Lego, Nike и др.). Около 40 компаний объявили о готовности войти в ассоциацию, которая уже представляет интересы порядка 6000 торговых точек в стране.

Задача новой ассоциации — решение назревших отраслевых проблем, в первую очередь — создание условий для минимизации ритейлерами своих издержек в условиях снижающегося потребительского спроса. «Сегодня вопрос стоит так: будет ли вообще дальше существовать цивилизованный ритейл?» — описывают нынешнюю ситуацию на рынке сами ритейлеры. Потребительский спрос, по их словам, падает с осени 2013 года, за 2014-й трафик в торговых центрах снизился на десятки процентов, а девальвация рубля в конце года, ставшая причиной удорожания товаров и роста арендных ставок, привела розничный бизнес к критическому состоянию. Более того, после завершения высокого сезона, приходящегося на январско-мартовские праздники, ритейлеры ожидают еще более драматического ухудшения ситуации.

Учредители НАСТ выделяют шесть актуальных направлений своей работы, за каждое из которых будет отвечать отдельный комитет во главе с членом правления ассоциации (учредители принципиально отказались от создания должности руководителя всей организации). Это — взаимодействие с арендодателями и отстаивание прав ритейлеров как арендаторов; взаимодействие с органами власти с целью учета реальных потребностей индустрии розничной торговли в сфере госрегулирования и сокращения излишней административной нагрузки на отрасль; системная работа по подготовке кадров в отрасли и популяризация профессии продавца; работа с государством по вопросам инвестиций и налогообложения в отрасли; взаимодействие с «внешним» миром — другими ассоциациями и общественными организациями, прежде всего с уже существующей ассоциацией розничной торговли — АКОРТ и деловыми организациями, и наконец, обмен между членами ассоциации лучшими практиками и инновациями.

Данная повестка дня частично пересекается с задачами АКОРТ, крупнейшей на сегодняшний день розничной ассоциации, прежде всего в области госрегулирования в отрасли. Но АКОРТ объединяет в основном крупные продовольственные сети и крупный нон-фуд ритейл, представленный якорными арендаторами в торговых центрах и формирующий покупательский трафик. «За последние годы в стране сложился сетевой среднеформатный ритейл, у которого несколько иная, чем у продовольственных сетей, повестка дня. Прежде всего у нас есть специфика в подготовке кадров, особенно в фэшн-ритейле. Для АКОРТа основным сегодня являются вопросы госрегулирования, в частности все, что связано с Законом о торговле», — говорит Сергей Саркисов, вице-президент ГК «Новард».

У вступивших в ассоциацию ритейлеров есть ряд болезненных вопросов, которые предполагается решать в первую очередь. Прежде всего — арендные отношения с владельцами недвижимости. «В этой сфере есть базовая институциональная проблема, которая досталась рынку с прежних времен, — цены на аренду номинированы в иностранной валюте. И это единственная область нашего хозяйства, где расчеты привязаны к валюте. Совершенно непонятно, почему это должно быть так — для этого никаких серьезных причин нет. В результате в кризис, и так было в 2008–2009 годах, когда курс доллара идет вверх, издержки розничной торговли сильно возрастают. Если арендодатели не идут навстречу торговле и не снижают стоимость аренды, арендаторы уходят, магазины закрываются. Что сейчас и начало происходить. Мы считаем, что с весны этот процесс приобретет обвальный характер», — говорит Евгений Бутман, председатель совета директоров компании IDEAS4RETAIL.

Все арендаторы пытаются в индивидуальном порядке договариваться о снижении арендных ставок, что, как правило, приводит либо к фиксации курса, либо к взиманию за аренду определенного процента с оборота. Однако для ритейлеров важно принципиально изменить схему взаимоотношений. «Сегодняшний комплекс арендных отношений — это рудимент, привет из 1990-х годов. Когда экономика начнет выходить из кризиса, все вернется на круги своя — опять валютная ставка, фиксированные платежи и так далее. Нам нужны принципиальные изменения, закрепленные на законодательном уровне, нам нужна рублевая аренда», — говорит Евгений Бутман.

Прочие платежи, которые взимаются с арендаторов, тоже существенно сказываются на издержках компаний. Так, эксплуатационные платежи зачастую бывают выше, чем ставка аренды, и фактически представляют собой оплату услуг управляющей компании (отметим, что в ряде стран запрещено взимать эксплуатационные платежи, в которых заложена хоть какая-то прибыль арендодателя — арендаторы платят эксплуатационные расходы по фактическим затратам). Так называемый маркетинговый сбор с арендаторов — тоже, по словам ритейлеров, прямой побор, потому что арендодатели не могут управлять продвижением товаров и никто с ними это не согласовывает.

Кроме того, арендодатели индексируют ставки в зависимости от роста инфляции, внося тем самым, по мнению ритейлеров, свой вклад в разгон инфляции, и эта индексация зачастую очень велика — доходит до 7–10% в год.

Регулирование не по делу

Все, что связано с арендой торговых площадей, — сегодня самая сложная проблема. Но не единственная. Другой вопрос, который ритейлеры планируют решать силами новой ассоциации, — это избыточное регулирование отрасли. «Мы хотим, чтобы ритейлеры занимались обслуживанием потребителей, вместо того чтобы решать кучу проблем, связанных с непродуманным регулированием, нецивилизованным рынком, с тем, что законодатель не получает обратной связи от бизнеса, не понимает его проблем, — говорит исполнительный директор ювелирной сети “Адамас” Максим Вайнберг. — У нас излишнее регулирование, связанное с охраной труда, промбезопасностью, это все административные настройки, которые повышают издержки бизнеса, но не несут никакой смысловой нагрузки. Например, мне нужно для каждой точки за определенные деньги сделать программу утилизации промышленных отходов, расписаться в журналах по электрической, пожарной безопасности. Надо проводить аттестацию рабочих мест — список бесконечен. И все это ненужные формальности, за которыми стоят определенные фирмы, зарабатывающие деньги».

В то же время у бизнеса есть запрос, например, на регулирование взаимоотношений компаний с персоналом, создание общей эффективной системы подготовки и аттестации кадров. По словам ритейлеров, в стране практически отсутствует система образования торговых работников. Государство тратит большие деньги на специализированные торговые учебные заведения, но розничные компании этим не пользуются — выпускники торговых заведений не соответствуют их потребностям — и предпочитают открывать собственные курсы и учебные центры. «В каждой компании есть учебный центр, все эти центры не сертифицированы. Переходя из компании в компанию, человек не может подтвердить свою квалификацию, обучение. Одна из целей НАСТа — унифицировать и стандартизировать все существующие на рынке ритейла программы обучения и переподготовки персонала, выстроить систему подготовки управленческих кадров», — объясняет Максим Вайнберг.

Не в последнюю очередь ритейлеры хотят довести до государства свою позицию по налогообложению отрасли. Так, горячую дискуссию вызвало недавнее решение властей о введении дополнительного налога с торговли, пока только в Москве. Правда, введение этого налога отложили до июня. «Однако к тому времени ситуация в торговле может быть еще хуже, чем сейчас, — говорит Сергей Саркисов. — Уже сегодня разные общественные организации обращаются в правительство Москвы с просьбой о дальнейшей отсрочке — положение отрасли и без этого непростое».

«Не все выживут, — соглашается Максим Вайнберг. — Выжить в сегодняшней ситуации очень сложно, потому что ликвидности нет. Ставки кредитования настолько высоки, что несовместимы с нормальной деятельностью. Нормальная хорошая доходность по EBITDA для розничного бизнеса может быть процентов пятнадцать. Если банковская ставка номинируется в 20–30 процентов, это значит, что банки понимают: компании работают в убыток. Да, можно поработать в убыток какое-то время, но для этого нужна ликвидность, кровь. Ее нет. Кредиты отзываются, а при этом деньги уже вложены в развитие, объекты дадут окупаемость через три-пять лет. Ситуация в итоге становится патовой, сетевой ритейл может быть ликвидирован как класс. Останутся отдельные магазины, опять скатимся к низкому уровню обслуживания потребителей, серым схемам работы. Потом будем с этим бороться, будем восстанавливать сетевой ритейл. Может, лучше постараться этого не допустить?»