Экстренное торможение

Эксперт-авто
Москва, 22.03.2015
«Эксперт» №13 (939)
Российский авторынок переживает, пожалуй, самый серьезный кризис в новейшей истории: в текущем году объемы продаж новых машин упадут более чем на 50%, а каждое третье дилерское предприятие окажется на грани банкротства

Неутешительные прогнозы по поводу драматических перспектив российского автомобильного рынка начинают сбываться. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в феврале продажи на российском рынке рухнули почти на 38%, до 128 тыс. машин. При этом у некоторых марок они по сути остановились: так, на 90% сократилась реализация автомобилей марки Honda, на 86% упали продажи Opel, на 84 и 83% откатились французские марки Peugeot и Citroen соответственно, на 78% — Ford, на 76% — Suzuki (см. график 1).

Справедливости ради стоит отметить, что есть и автомобильные компании, которые умудряются в нынешней ситуации демонстрировать рост. Правда, из более полусотни производителей сделать это удалось лишь четырем маркам, и все они из премиального сегмента: BMW (+4%), Mercedes-Benz (+5%), Lexus (+11%), Porsche (+119%).

«Это только начало замедления на рынке, — прокомментировал итоги февральских продаж Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей АЕБ. — Несколько ближайших месяцев будут очень тяжелыми. Участникам рынка понадобятся терпение и выдержка». Об этом говорили и участники конференции «Автомобильный рынок России-2015. Итоги и прогнозы», которая была организована аналитическим агентством «Автостат» и собрала ведущих представителей российского автомобильного бизнеса. 

Все еще в десятке

По мнению участников конференции, Россия, несмотря на падение продаж, по-прежнему остается одним из ключевых мировых авторынков, входя в первую десятку в мировом рейтинге и занимая 2,9% глобальных продаж легковых машин. Правда, за последний год наша страна с седьмого места опустилась на восьмое и теперь уступает Китаю, США, Японии, Бразилии, Германии, Индии и Великобритании (см. график 2).

Примечательно, что из первой десятки мировых лидеров только Россия и Бразилия закончили минувший год с падением продаж (минус 10 и 7% соответственно). В остальных же странах наблюдался существенный рост — например, лидеры рейтинга Китай и США показали динамику прироста почти в 8 и 6% соответственно.

Растут и общие мировые продажи — за последние годы они показали падение лишь в 2009 году (минус 14%), в остальные же годы мировой авторынок продолжал расти: за восемь лет его объем увеличился на 26% и достиг отметки 87 млн единиц. Аналитики предсказывают, что при такой динамике развития уже в ближайшие четыре года мировой рынок перешагнет отметку в 100 млн автомобилей.

При этом центр рынка явно смещается в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона: если еще несколько лет назад на него приходилось 28% всех мировых продаж автомобилей, то сейчас уже 45%. Соответственно, на европейский рынок (включая Россию) еще недавно приходилось более 30% мировых продаж, но по итогам прошлого года его доля составила менее 20%.

Если сравнивать Россию с другими странами, то тут обращает на себя внимание продолжение динамичного прироста автопарка. За последние пять лет российский автопарк вырос более чем на треть — с 31 млн единиц в 2009 году до 41 млн единиц в 2014-м (см. график 3). По этому пока

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (939) 23 марта 2015
    Товарный империализм
    Содержание:
    Коротко
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Культура
    Потребление
    Специальное обозрение
    На улице Правды
    Реклама