Муха университетских амбиций

Книги
Москва, 21.03.2015
«Эксперт» №13 (939)
Дельбанко Эндрю. Колледж. Каким он был, стал и должен быть. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. — 255 с. Тираж 1000 экз.

Американский колледж происхождения пуританского. Первый — Гарвард — был основан английскими колонистами в 1636 году и, как и колледжи, основанные позже, не сильно менял свои практики целое столетье.

Длилось это ровно до того момента, пока Бенджамин Франклин не начал громить Гарвард как место интеллектуального застоя. Вскоре он предложил новый вариант колледжа (будущий Пенсильванский университет), который должен был не приучать студентов к жизни в религиозной общине, а «производить открытия в интересах человечества». Именно тогда, по словам Эндрю Дельбанко, термины «колледж» и «университет» перестали быть взаимозаменяемыми и в США стала формироваться модель исследовательского университета.

Далеко не все колледжи превратились в исследовательские университеты, хотя стремились многие: во второй половине XIX века их «укусила муха университетских амбиций».

Дельбанко подробно описывает и сегодняшнее состояние американских колледжей «второго ряда», так и не вошедших в состав сильных университетов, сталкивающихся с растущим ворохом проблем — от финансовых до этических. Однако он не согласен со многими наблюдателями, описывающими современную ситуацию в небогатых и непрестижных колледжах как тотальный кризис. Более того, автор видит здесь свои плюсы. Скажем, он отмечает такие важные черты пуританского этоса, оказывающиеся полезными в образовательном процессе, как отношение к обучению как к таинственному процессу и умение руководства не торопиться с выводом о том, что какого-то студента спасти уже невозможно. Главная мысль автора, на наш взгляд, в том, что американская система образования всегда сохраняла мудрый консерватизм, позволяя существовать рядом с новыми эффективными формами таким архаичным институтам, как пуританский колледж.

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (939) 23 марта 2015
    Товарный империализм
    Содержание:
    Коротко
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Культура
    Потребление
    Специальное обозрение
    На улице Правды
    Реклама