Клик мыши — и ты в Суйфэньхэ

Русский бизнес
Москва, 04.04.2015
«Эксперт» №15 (941)
Молодой российский рынок электронной торговли переживает первый серьезный передел в своей истории: сдвиг предпочтений — в пользу китайских провайдеров недорогих товаров из КНР

Трансграничная электронная торговля в России резко сбавляет темпы роста и смещается в сторону китайских интернет-магазинов, торгующих преимущественно китайской же продукцией. Так, если в 2013 году на покупки в интернет-магазинах КНР приходилось 40% заказов отечественной трансграничной интернет-торговли, то по итогам 2014 года уже все 70%. Китайцы выбивают с российского рынка американских и западноевропейских игроков за счет своих относительно низких цен.

По словам коммерческого директора логистической компании DPD в России и странах СНГ Леонида Зондберга, «уже в прошлом году в сфере онлайн-торговли прослеживалась тенденция переориентации россиян с покупок в интернет-магазинах Европы и США на заказы китайских товаров. Резкое изменение курсов валют еще больше повлияло на уменьшение объемов отправлений из Европы и США. В январе крупнейшие американские и европейские интернет-магазины получили на 50 процентов меньше заказов из России».

Крупнейший в России игрок этого рынка — SPSR Express. В феврале этого года компания заключила соглашение о сотрудничестве с китайской Alibaba Group, став ее первым авторизованным в России перевозчиком. К слову, принадлежащий группе интернет-магазин AliExpress уже превратился в крупнейшего иностранного игрока на российском рынке электронной торговли. С долей 35% трансграничных продаж он потеснил западных гигантов eBay (30%) и Amazon (7,5%).

Чем нам грозит китайский поворот отечественной электронной торговли?

Диванные челноки

Объем рынка электронной торговли в России по итогам 2014 года составил 683 млрд рублей. По сравнению с предыдущим годом отрасль выросла на 27%, причем такой рост не был чем-то исключительным (см. график 1). Еще в 2010 году объем этого рынка в России не превышал 250 млн рублей.

Часть интернет-торговли приходится на нематериальные товары, такие как электронные билеты, компьютерные программы или электронные книги. Но традиционно в сфере отечественной интернет-торговли доминируют электроника и бытовая техника, реже таким путем приобретают мебель, одежду и обувь. Купленные товары доставляются потребителю логистическими компаниями, службами доставки. Крупнейшая в России структура подобного рода — «Почта России». Однако ее работа вызывает множество нареканий как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей, поэтому на рынке бурно развиваются сторонние игроки, в том числе зарубежные. Скажем, упоминавшаяся выше DPD — дочерняя структура французской почты.

На российском рынке интернет-торговли работает свыше 40 тыс. компаний. Возможно, эта цифра станет пиковой за всю историю российского рынка. Традиционно на протяжении последних нескольких лет число игроков рынка росло. Так, в 2010 году их было порядка 20 тыс. Однако на 5% крупнейших интернет-магазинов (это преимущественно самостоятельные российские компании) приходится до 90% заказов. И в условиях замедлившегося роста эксперты ожидают движения в обратном направлении: сокращения числа игроков и консолидации рынка.

Впрочем, если посмотреть на долю интер

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №15 (941) 6 апреля 2015
    ПЕРЕЗАГРУЗКА АГРОПРОМА
    Содержание:
    Короткий рубль взбодрил агропром

    Власти предлагают новые меры поддержки агропрома, прежде всего в области кредитования производителей. Однако если банки не снизят требования к заемщикам, сделать новый инструментарий доступным широкому кругу предприятий не получится.

    Коротко
    Международный бизнес
    Потребление
    Лизинг
    На улице Правды
    Реклама