Поглощение с потерей компетенции

25 мая 2015, 00:00

Готовится странное слияние Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) с абсолютно непрофильными для академии, не занимающимися внешней торговлей, известными научно-исследовательскими институтами — ФБНУ «Институт макроэкономических исследований» Минэкономразвития России и Советом по изучению производительных сил (СОПС)

Готовящийся проект слияния Всероссийской академии внешней торговли, образовательного учреждения, с двумя исследовательскими экономическими институтами — ИМЭИ и СОПС породит странное гибридное образование, эффективность работы которого вызывает большие сомнения

Оно проводится под флагом оптимизации деятельности федеральных государственных образовательных организаций, предполагающей повышение эффективности образовательного процесса, что сегодня крайне важно для страны.

Но разумно ли уважаемым макроэкономическим институтам быть придатками факультетов и кафедр общеобразовательного вуза? Оба эти института являются опытнейшими научными организациями прикладного макроэкономического анализа. Так, Институт макроэкономических исследований уже 60 лет ведет непрерывные уникальные работы в области темпов и пропорций развития страны в целом, проводит межотраслевые исследования, изучает модели межотраслевого баланса, инвестиций и инноваций, демографических и миграционных процессов, стратегического планирования и программирования Российской Федерации. В стенах института была подготовлена целая плеяда блестящих советских экономистов, таких как Станислав Шаталин, Александр Анчишкин, Юрий Яременко, Вадим Кириченко и ряд других. Годами преемственно складывались научные школы, накапливались уникальные статистические данные, разрабатывались научно-практические модели и схемы, применяемые при принятии важных решений в области экономической политики страны в сложной экономической обстановке. И главное — коллектив института представляет собой единое целое, что и позволяет решать сложные проблемы экономического развития. Потеря даже одного подразделения или высококвалифицированного специалиста может привести к потере важного для государства научно-практического направления — возможно, безвозвратной. Необходимо понимать, что высококвалифицированные специалисты в области прикладной макроэкономики подготавливаются внутри научного коллектива и на это иногда требуется от пяти до десяти лет. В вузах этому не учат и в учебниках об этом не пишут, научиться этому можно только в процессе кропотливой многолетней практической работы.

В результате слияния институты лишаются статуса юридических лиц, неправомерно понижаются в статусе, теряют имидж, возможны сокращения и потеря ценных научных кадров. Далеко не все профессионалы хотят работать в непрофильной организации на непонятных правах. Более того, высококвалифицированные ученые-экономисты легко найдут себе работу в профильных федеральных и негосударственных структурах с большей оплатой труда, но уникальные компетенции прикладного макроэкономического института будут потеряны. Можно сказать, что такая «реорганизация» провоцирует развал важных направлений деятельности в системе государственного макроэкономического управления. Это особенно тревожно, если учесть современные проблемы и вызовы, перед которыми стоит экономика России.

Теряется прямой выход институтов на непосредственных заказчиков — федеральные органы управления и ведомства, что крайне негативно скажется как на качестве работы институтов, так и на уровне их финансирования, на возможностях самостоятельных контактов с зарубежными партнерами, также возможны «перекосы» в тематике, обусловленные интересами ВАВТ.

У макроэкономистов-практиков физически нет времени делиться знаниями с вузовской молодежью, они и так предельно загружены решением острых макроэкономических проблем. Если ВАВТ в этом плане хочет повысить эффективность собственной реорганизации, то неизмеримо проще было бы посылать своих лучших студентов на стажировку в научно-практические макроэкономические институты.

Общая экономия от готовящейся «реорганизации» ничтожна даже в рамках одного крупного учреждения, не говоря уже о том, что эта экономия равна почти нулю в масштабах России (сокращение бухгалтерии, канцелярии, обслуживающего персонала). А вот потери от недостаточно проработанных макроэкономических расчетов и обоснований могут исчисляться уже миллиардами рублей.

Очевидно, что эффективная реорганизация вузовского образования должна идти по пути повышения требований к преподавателям и студентам, а не по пути создания сомнительных гибридных организаций, которые легко могут превратиться в неэффективных «тянитолкаев».