Непобедимый ПЭТ

Семен Доронин
1 июня 2015, 00:00

Западный пивоваренный бизнес вновь препятствует принятию российской Госдумой закона, запрещающего использовать пластиковую тару (ПЭТ) для розлива алкогольных напитков. На этот раз масштабы и приемы лоббистской кампании беспрецедентны

В распоряжении «Эксперта» оказалось официальное письмо, которое 16 апреля текущего года президент и председатель правления компании Carlsberg Йорген Буль Расмуссен направил на имя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева. В нем датский пивовар всячески защищает ПЭТ-тару (полиэтилентерефталат), запугивая ухудшением инвестклимата в России вследствие введения запрета на «пластик».  При этом не забудем, что в ряду других стран Дания поддержала антироссийские санкции.

Carlsberg владеет крупнейшим производителем пива в России — пивоваренной компанией «Балтика». Вместе с Anheuser-Busch InBev (Бельгия), Heineken (Голландия) и Efes-SABMiller (Великобритания) они образуют «большую четверку», которая контролирует более 80% российского рынка пива.

Совместными лоббистскими усилиями эта четверка на протяжении уже многих лет успешно блокирует принятие в России законов, ограничивающих применение пластиковой тары для спиртных напитков. Так, в июне прошлого года, когда очередной «антипластиковый» законопроект прошел первое чтение в Госдуме, ее председателю Сергею Нарышкину, а также вице-премьерам Шувалову, Дворковичу и Хлопонину было незамедлительно направлено совместное письмо послов Дании, Бельгии и Нидерландов, в котором они высказались категорически против принятия этого законопроекта, ссылаясь на ущемление иностранных инвесторов и негативные последствия для российской пивной отрасли.

«Послы государств, поддерживающих санкции против России и российского бизнеса, умудряются давить на власти нашей страны и защищать интересы своих компаний на нашей территории, — недоумевает президент Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. — Самое удивительное то, что это у них получается. Мы являемся свидетелями беспрецедентного шантажа российских властей западными частными компаниями».

Одновременно с обращением дипломатов было опубликовано открытое письмо премьеру Дмитрию Медведеву, подписанное все теми же пивоваренными компаниями «большой четверки», а также заинтересованными организациями химической промышленности. В нем говорилось о недопустимости законодательного ограничения применения ПЭТ-упаковки при производстве пива. В качестве последствий авторы письма указывали на закрытие пивоваренных заводов и сокращение доходов региональных и местных бюджетов. Действительно, за последние шесть лет компании «большой четверки» уже закрыли в России 11 пивоваренных заводов, расположенных в 10 регионах страны, соответственно сокращены рабочие места, а местные бюджеты потеряли налоги (см. таблицу). Однако, во-первых, на фоне вреда, наносимого «пластиком» здоровью населения, о чем говорят специалисты, эти потери выглядят крайне незначительными, а во-вторых, эти заводы уже закрыты и решение о пластиковых бутылках на их судьбу повлиять никак не может.

«Пивные» потери zpet1.jpg
«Пивные» потери

В результате намеченное на осень 2014 года второе чтение законопроекта в Госдуме так и не состоялось. И даже сейчас все еще не определена его дата.

«Эта международная пивная мафия, а иначе их назвать никак нельзя, лоббирует свои интересы, угрожая уходом с российского рынка. Моя личная точка зрения: никуда они, к сожалению, не уйдут, — поделился с “Экспертом” помощник председателя правительства РФ Геннадий Онищенко. — В качестве примера можно привести Казахстан, где запрет на пластиковую тару введен давным-давно (в 1999 году. — “Эксперт”), однако те же самые компании “большой четверки” продолжают там работать. То есть с казахстанскими законами они смирились, а с российскими не хотят».

Во имя чего?

Использование пластиковой тары дает пивоваренным компаниям возможность получать сверхприбыль и уклоняться от уплаты налогов за счет того, что объемы производства пива и пивных напитков в ПЭТ трудно проконтролировать. В пивоваренной промышленности России до сих пор не внедрена Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИСС), предназначенная для госконтроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции.

Объемы производства нельзя подсчитать, даже зная количество поставленной тары, как это можно сделать со стеклянной или алюминиевой упаковкой. Дело в том, что из одной и той же капсулы полиэтилентерефталата выдуваются пластиковые бутылки объемом от 0,33 до 2,5 литра, а их производство можно организовать прямо на пивоваренном заводе.

Все это создает условия для производства неучтенной продукции. Так, по данным Росалкогольрегулирования, в 2014 году в России было продано 700 млн дал (1 дал = 10 литров) пивных напитков. Это в 20 раз превышает официальную статистику Росстата (34,3 млн дал). Сумма недоплаченных налогов составляет более 180 млрд рублей в год.

«Таким образом генерируются колоссальные объемы наличных денег, которые позволяют пивоваренным компаниям успешно лоббировать свои интересы», — объясняет Павел Шапкин.

В результате, по оценкам экспертов, в пластиковую тару разливается от 50 до 60% всего производимого в России пива. Среди пивных напитков на «пластик» приходится 90% продукции. Для сравнения: в Германии на пиво в пластиковой таре приходится лишь 4% общего объема, в Бельгии — 3%, Англии — 0,1%.

Отказываться от использования пластиковой тары для алкогольных напитков в США, Европе и других странах начали, когда стало понятно, что она вредна для здоровья. Из пластика в алкоголь выделяется дибутилфталат — ядовитое вещество, вызывающее токсический гепатит, поражение иммунной системы и ряд других серьезных заболеваний. «В Европе и в Америке дибутилфталат не допускается к использованию в упаковке пищевых продуктов, парфюмерии и косметики, детских товаров, в легкой промышленности, — отмечает Павел Шапкин. — По этой же причине в Европе и США пластиковая тара не используется для розлива пива».