Из России с рельсом

Русский бизнес
Москва, 06.07.2015
«Эксперт» №28 (951)
«Мечел» прошел сертификацию своих стометровых рельсов. Теперь в России два поставщика подобных рельсов, что делает внутренний рынок перенасыщенным и ориентирует наши рельсы на экспорт

Металлургическая компания «Мечел» на днях сообщила о получении сертификата соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза на рельсы длиной до ста метров. Это позволит компании начать поставки своей рельсовой продукции РЖД — крупнейшему потребителю в России и во всем Таможенном союзе.

Для сертификации опытные образцы рельсов производства Челябинского металлургического комбината (ЧМК) успешно прошли тест по накатке 150 млн тонно-километров груза на экспериментальном полигоне в течение полугода.

Работа рельсобалочного цеха ЧМК началась двумя годами ранее, летом 2013-го. Как сообщили в компании, «в 2014–2015 годах наши рельсы были поставлены ряду российских холдингов, среди которых “Роснефть”, “Норильский никель” и ММК, а также потребителям в Казахстане». Но главной целью, конечно, было получение доступа к контрактам с железнодорожниками.

Рельсобалочный стан ЧМК может выпускать до 1,1 млн тонн продукции в год, из которых 400 тыс. тонн приходится на рельсы. Это много: мощность всего комбината на момент запуска нового цеха составляла порядка 5 млн тонн в год. Капитальные вложения в проект превысили 900 млн долларов.

Проект реализовывался специально «под заказ» отечественных железнодорожников. В ноябре 2008 года РЖД заключила с «Мечелом» контракт, по которому металлургическая компания обещала еще в 2010 году запустить в Челябинске новый рельсобалочный цех для выпуска стометровых рельсов и в дальнейшем отгружать в адрес РЖД 400 тыс. тонн рельсов разных типов, включая стометровые, ежегодно вплоть до 2030 года.

В то время действительно много говорили о росте потребности железнодорожной монополии в новых рельсах — как для реализации новых проектов, так и для ремонта и развития существующих путей.

Тогда основным (да и единственным в России) поставщиком рельсов для РЖД был «Евраз», но с объемами заказов он не справлялся. В 2008 году вице-президент РЖД Владимир Воробьев говорил: «“Евраз” продает нам 800 тысяч тонн рельсов в год, а потребности РЖД — 1,15 миллиона тонн».

Истоки стометровки

Однако железнодорожники и металлурги решили не останавливаться на количественном росте, а совершить качественный рывок в развитии.

С 2012 года РЖД начала закупать стометровые рельсы. В развитых странах мира это далеко не новинка. В России же до сих пор стандарт длины рельса для железных дорог — 25 метров. А на отдельных сложных технических отрезках используются и рельсы длиной 12,5 метра. На эти стандарты и были ориентированы отечественные рельсобалочные производства.

Преимущества стометровых рельсов очевидны: стыков между рельсами в четыре раза меньше, а значит, меньше и сварных швов, состояние которых в ходе эксплуатации рельсового пути надо контролировать — ведь это самое уязвимое место рельсового полотна. РЖД несет за это ответственность — и расходы. Меньшее число стыков снижает и износ вагонов. Так что использование стометровых рельсов, хотя они на 25–35% дороже, в конечном счете выгодно всем.

Для скоростных поездов длинные рельсы уже технологически не

У партнеров

    «Эксперт»
    №28 (951) 6 июля 2015
    Троянский конь европы
    Содержание:
    Кость в горле Евросоюза

    Греция не в состоянии ни обслуживать свои долги, ни принять условия новой финансовой помощи. Любой вариант разрешения греческого кризиса приведет к изменению политики ЕС в отношении стран его периферии

    Потребление
    На улице Правды
    Реклама