Залечь на дно

Эксперт-авто
Москва, 13.07.2015
«Эксперт» №29 (952)
Российский авторынок, вероятно, достиг нижней точки падения и скорее всего больше сокращаться не будет. Восстановления объема продаж новых машин можно ждать через два-три года

«Российский авторынок нащупал дно» — об этом в последние недели начали говорить аналитики и участники рынка. Да, по сравнению с прошлым годом падение продаж новых машин по-прежнему выглядит внушительно: согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в мае в России было продано 125,8 тыс. автомобилей — почти на 38% меньше, чем в мае 2014-го. По итогам июня объем рынка составил чуть более 140 тыс. новых машин, что на 29,7% ниже, чем в июне прошлого года.

Однако если проанализировать абсолютные цифры продаж по месяцам с начала года, то можно увидеть, что они остаются приблизительно на одном уровне (см. график 1). Это позволяет говорить, что рынок достиг дна и продажи стабилизировались на определенном уровне. «Это как раз тот порог, ниже которого падать уже некуда, — говорит Сергей Целиков, директор аналитического агентства “Автостат”. — Он соответствует текущему состоянию нашей экономики, покупательной способности населения».

С такой оценкой согласен и президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Владимир Моженков: «Есть основания предполагать, что дно автомобильного рынка было зафиксировано именно в марте-апреле 2015 года, когда в долевом выражении падение продаж превышало 40-процентный рубеж».

По мнению Сергея Целикова, дальше рынок падать уже не будет и текущий ежемесячный объем продаж, 110–130 тыс. автомобилей, сохранится как минимум на все лето, а возможно, и до конца года. В декабре может даже произойти небольшой традиционный подъем, но не более чем до 140–150 тыс. машин. Таким образом, по итогам года в России будет продано порядка 1,5–1,6 млн новых легковых автомобилей, что на 30–40% меньше, чем в 2014-м.

Напомним, что это более оптимистичный прогноз, нежели предыдущий. В начале весны многие предсказывали падение рынка минимум на 50%, а скептики предрекали, что продажи рухнут не менее чем на 70%. Сейчас, похоже, столь пессимистические предположения не сбываются. «Даже при самом плохом развитии событий будет продано не менее 1,3 миллиона автомобилей, — объясняет Сергей Целиков. — Это на 45 процентов меньше, чем в прошлом году, однако напомним, что ранее рассматривался еще и “шоковый” сценарий, предусматривавший сокращение емкости авторынка до 1,1 миллиона единиц. Сейчас, после стабилизации ситуации, этот вариант исключается».

Удержать цену

За счет чего рынку удается стабилизироваться и прекратить падение? Один из ключевых факторов связан со сдерживанием роста цен на новые машины. Напомним, что по сравнению с прошлым годом доллар подорожал к рублю более чем на 60%, а евро — почти на 40%. Однако при этом рублевые цены на машины увеличились значительно меньше: по данным агентства «Автостат», в среднем рост цен на новые автомобили с начала года составил 15–30%.

Более того, с середины весны в связи с укреплением рубля цены во многих случаях даже снижаются. «Автопроизводители начали активно переписывать ценники начиная с ноября-декабря 2014 года, когда курсы доллара и евро по отношению к рублю вышли на максимальные уровни. И в сред

У партнеров

    «Эксперт»
    №29 (952) 13 июля 2015
    Нано-дело Меламеда
    Содержание:
    В тисках венчура и наноиндустрии

    У государства накопились претензии к эффективности «Роснано». Насколько они справедливы с экономической точки зрения, сегодня понять попросту невозможно

    Повестка дня
    Наука и технологии
    Политика
    Культура
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама