Масштаб экономических задач, стоящих перед Россией в Арктике, огромен. Однако в отличие от первой волны индустриального освоения Заполярья, набравшей силу в 1970-е, впереди бурильщиков и дорожников сегодня должны идти ученые.
За последние четыре года в столице Ямала Салехарде прошла череда крупных международных форумов: первый арктический правовой форум с участием представителей Арктического совета, международные конференции по мерзлотоведению, по вопросам техногенно-экологической безопасности в Арктике, по изучению и сохранению белой совы, Polar 2013–2014, международный форум «Арктика — территория диалога».
Пристальный интерес ученых, политиков и производственников к ЯНАО, очевидно, объясняется как масштабностью происходящих здесь экономических процессов, так и целенаправленными усилиями региональных властей по развитию научных исследований в центре российской Арктики. Правительство Ямала при поддержке Совета безопасности РФ уже создало Российский центр освоения Арктики, перед которым поставлены задачи консолидации и координации усилий российского научного сообщества в изучении арктической зоны. В этом году, например, в главном ресурсном центре России проводятся исследования в области археологии и этнологии, медицины и биологии, состоялась полевая комплексная экспедиция «Ямал—Арктика» (с 2012 года в ней ежегодно участвуют более 100 человек — от студентов до докторов наук из разных стран); несколько экспедиций проведено в районе знаменитой «воронки», которая в прошлом году была обнаружена по полуострове Ямал. Осенью стартует новый масштабный проект — по изучению карской популяции белого медведя.
По оценкам Международного союза охраны природы, белых медведей в мире осталось всего 20–25 тысяч. При этом карско-баренцевоморская популяция считается наименее изученной. Чтобы заполнить это белое пятно, на самую северную оконечность ЯНАО — остров Белый — вскоре прибудут зоологи из Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН. Они намерены закрепить на обнаруженных здесь медведицах ошейники со спутниковыми передатчиками. Это позволит в режиме реального времени получать данные о перемещении животных, местах их обитания и залеганиях в родовые берлоги (есть предположение, что Белый и его окрестности являются своеобразными «яслями» для медведей). Кроме того, у животных возьмут пробы крови, шерсти и экскрементов, чтобы провести молекулярно-генетические исследования, в том числе для выявления различных заболеваний, вызванных неблагоприятными факторами окружающей среды.
Подобные исследования стали возможны после того, как власти округа вместе с нефтегазовыми компаниями силами волонтеров провели на Белом «генеральную уборку» и в 2014 году открыли там международный научный стационар. Уже в этом году полевой научный сезон на севере ЯНАО принес несколько сенсаций. Ямальские ученые насчитали на острове более ста белых сов — в пять раз больше, чем раньше. Полевые исследования, проведенные чуть южнее, в районе поселка Сабетта, обнаружили в арктической тундре полевок и зафиксировали удвоение на северо-восточном побережье полуострова Ямал количества песцов. «В арктической тундре полевки обычно не живут. То, что они там появились в таком количестве, и само их соседство с леммингами считается новым явлением», — отмечает научный сотрудник Арктического университета (Норвегия) Дороти Эрих.
Такие явления на севере ЯНАО можно попытаться объяснить как общим потеплением климата, так и антропогенным воздействием. Как бы то ни было, научные стационары на деньги окружного бюджета в этом году будут сооружены в районе реки Еркута (225-й км железнодорожной трассы Обская—Бованенково) и близ Бованенковского центра газодобычи, в следующем году они появятся на полуострове Гыдан и в районе порта Сабетта. «Планы правительства Ямала по строительству новых научных стационаров говорят о том, что в регионе создается полноценная исследовательская сеть» — так оценивает эти действия председатель президиума Тюменского научного центра СО РАН академик Владимир Мельников. То, что научно-исследовательские стационары будут расположены возле новых арктических индустриальных центров, конечно, не случайно. Власти Ямала хотят точно знать, как новая волна индустриализации Арктики влияет на состояние окружающей среды, и при необходимости корректировать этот процесс.