Ямал: точка невозврата пройдена

Вадим Пономарев
24 августа 2015, 00:00

Индустриальное освоение высоких широт становится новой национальной макроэкономической идеей. Ее реализация придаст мощное ускорение развитию всей страны

Современная Россия остро нуждается в глобальных проектах, которые сыграли бы роль локомотива в подъеме национальной экономики. Одним из них может стать индустриальное освоение Арктики. В ее центральной части — на Ямале — уже сейчас добывается более 80% российского газа и 14% жидких углеводородов. И роль Ямало-Ненецкого автономного округа в развитии национальной экономики будет только возрастать, убежден глава Ямала Дмитрий Кобылкин.

Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzyamal2.jpg
Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин

— Как отразились западные экономические санкции и мировой финансовый кризис на развитии Ямала?

— Несмотря на западные негативные прогнозы, Россия и ее регионы из-за санкционной политики вовсе не пропали. Президент страны Владимир Владимирович Путин на Петербургском экономическом форуме сказал, что Россия уверенно проходит через полосу трудностей, так как наша экономика накопила внутренний запас прочности. И Ямал не исключение. Да, в начале года нам тоже было непросто. Мы оптимизировали статьи бюджета, некоторые планы отодвинули на будущее. Но реализация большинства проектов в регионе перевалила за 50 процентов, так что наше развитие — это уже необратимый процесс, его не остановить. Объемы добычи газа и нефти стабильны, а добыча газового конденсата даже выросла на 29 процентов. А в целом за четыре года валовой региональный продукт увеличился вдвое и сейчас составил почти полтора триллиона рублей. По ВРП на душу населения Ямал занимает второе место в стране.

— Как обстоят дела с инвестициями?

— Мы разработали инвестиционную стратегию и строго ее реализуем. В итоге за пять лет в экономику региона было вложено более трех триллионов рублей. По объему инвестиций в основной капитал Ямал вышел на второе место после Москвы. И ни одна компания, работающая в регионе («Газпром», «НоваТЭК», «Роснефть», «ЛУКойл» и еще более 40 компаний разных отраслей), не объявила о намерении сокращать инвестиции. Наоборот, инвестиции только растут. До 2020 года в проекты на территории региона будет вложено еще более пяти триллионов рублей. Причем в последнее время интерес к Ямалу только растет. Уже не мы, как пять лет назад, ездим по миру в поисках инвесторов, а они сами едут к нам — из Европы и Китая, Кореи и даже из Объединенных Арабских Эмиратов.

— Инвесторов интересуют ресурсы?

— Во-первых, как геофизик, скажу, что углеводородов на земле больше не становится. Газа и нефти с каждым днем все меньше, но альтернативы им в мировой экономике нет. Поэтому следующая ресурсная зона — Арктика. На территории только нашего округа и прилегающих шельфов суммарно сосредоточено около 147 триллионов кубометров природного газа и 23 миллиарда тонн нефти и конденсата. Ямал — это безальтернативная топливная кладовая.

Во-вторых, освоение Арктики — ключевой вектор развития экономики. Поэтому автономный округ сейчас переживает мощную новую волну промышленного освоения. И, что очень важно, развивается не только сырьевая отрасль. За четыре года инвестиции в обрабатывающие производства выросли в четыре с половиной раза. Значительную долю ВРП региона уже дает перерабатывающая промышленность. «Газпром» запустил два промысла на Бованенковском месторождении. Но одновременно возводится Новоуренгойский нефтегазохимический кластер, удвоил мощности Пуровский завод переработки конденсата, создается крупнейший центр по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ», строится арктический мультимодальный порт Сабетта, который наполнит грузами Северный морской путь.

— Вы отметили арктический порт и Северный морской путь. Как транспортная инфраструктура Крайнего Севера повлияет на экономическое развитие?

— Освоение Арктики может быть более эффективным, если в ее центральной части будет создана транспортная инфраструктура. Транспортная блокада Севера «ломает» экономику многих проектов.

Поэтому под патронатом президента и правительства России мы приступили к реализации проекта «Северный широтный ход». 707 километров этой железной дороги откроют доступ к новым месторождениям. А ее соединение с портом Сабетта даст регионам России уникальный шанс отправлять грузы в Мировой океан через Севморпуть — на рынки Европы, Америки и Азии. Это изменит не только экономическую картину Севера России, но и в целом позитивно повлияет на глобальный экономический расклад.

Проект получил поддержку высшего руководства страны. Утвержден паспорт проекта, сформирована грузовая база на 23 миллиона тонн. В финансировании присутствуют элементы государственно-частного партнерства. Северный широтный ход привлечет только в Уральский федеральный округ около триллиона рублей дополнительных инвестиций и создаст 300 тысяч рабочих мест. Проект, как ледокол, потянет за собой экономическое развитие многих регионов, а значит, всей России. Он повысит транспортную безопасность страны, обеспечит реализацию стратегии развития Арктической зоны России, укрепит геополитические и макроэкономические позиции России в Арктике. Поэтому этот проект обязательно будет реализован.