Коран под запретом

Повестка дня
Москва, 17.09.2015
«Эксперт» №38 (957)
Решение Южно-Сахалинского городского суда, по сути, поставившего суры Корана вне закона, поражает прежде всего отчаянным бесстрашием

С легкой руки судьи Натальи Перченко экстремистами признаны полтора миллиарда мусульман во всем мире и 16–18 млн россиян, исповедующих ислам. Понятно, что на Сахалине таковых немного, но легко представить кортеж с кодом региона 95, пересекающим Россию с целью «лично призвать к ответу» дальневосточных деятелей. Собственно, таким и был непрозрачный намек главы Чечни Рамзана Кадырова, благодаря которому страна узнала об этом резонансном случае.

Можно предположить, что судья Перченко вряд ли осознавала последствия своего решения. Экстремистской была признана книга «Мольба (дуа) к Богу: ее назначение и место в исламе». Ее изъяла местная прокуратура при проверке сахалинской общины мусульман еще в марте 2014 года. Анализ лингвистов показал, что в тексте «имеются высказывания, представленные в форме утверждения, в которых речь идет о превосходстве, преимуществе человека или группы лиц перед другими людьми на основании их принадлежности и отношения к религии (к исламу)». Неожиданно оказалось, что речь идет о прямых цитатах из Корана: «Тебе мы поклоняемся и тебя молим о помощи» (сура «Аль-Фатиха») и «Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (сура «Аль-Джинн»). Как напомнил Кадыров, «с “Аль-Фатиха” начинаются все молитвы и действия полутора миллиардов мусульман в мире. Они читают ее десятки миллиардов раз в сутки, совершая обязательные и поощряемые молитвы». То есть запрет произносить эти слова фактически равнозначен запрету для христианина на «Отче наш». Можно понять гневную реакцию Кадырова, да и других религиозных и общественных деятелей. Как тонко подметил диакон Андрей Кураев: «…нам после этого всей страной придется в Антарктиду переселяться».

«Во-первых, эксперты не имели права выносить суждения о том, содержит ли материал призывы к экстремизму, поскольку данный вопрос входит в компетенцию суда, — анализирует инцидент правозащитный центр “Сова”. — Во-вторых, рассуждения о мировоззренческих установках, личностной системе ценностей, манипуляциях и подсознании не имеют никакого отношения к составу Закона о противодействии экстремизму, которым должен был руководствоваться суд. Мы убеждены, что пропаганда превосходства одной религии над другими не может быть сочтена признаком экстремизма, поскольку это противоречит как законодательству, так и здравому смыслу: любой верующий убежден в истинности религии, адептом которой он является».

Южно-Сахалинский суд был бы счастлив переиграть всю историю и, похоже, планирует отменить решение. Как стало известно, местная прокуратура провела две экспертизы — экспертное и психологическое исследования, а религиоведческую сочла излишней. Однако предъявлять обвинение в некомпетентности преждевременно. Похоже, речь идет о пробелах в законодательстве и о дилетантстве специалистов, проводивших экспертизу.

«То, что судом не была назначена религиоведческая экспертиза, еще не говорит о том, что суд вышел за пределы своей компетенции, — считает Александр Забейда, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро “Забейда, Касаткин,

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (957) 14 сентября 2015
    Демократия здоровья
    Содержание:
    На фронте и в тылу российской медицины

    «Общероссийский народный фронт» выступил с резкой критикой реформы здравоохранения. На повестке дня оказался принципиальный вопрос: какова конечная цель реформ и справится ли с этим одно государство?

    Наука и технологии
    Политика
    Культура
    Потребление
    Русский бизнес
    Реклама