Логистически-сырьевая синергия

Русский бизнес
Москва, 14.09.2015
«Эксперт» №38 (957)
Основные мотивы заключенных в Пекине бизнес-соглашений — затащить в Россию на китайские деньги китайский грузовой транзит и дать импульс ряду масштабных проектов по переработке природного сырья

Прошедшие в Пекине мероприятия по празднованию 70-летия окончания Второй мировой войны сопровождались крупной деловой программой. России она принесла ряд важных соглашений в газовой и железнодорожной сферах. Наиболее плодовитой оказалась «Роснефть», заключившая целую серию договоров с китайскими компаниями в сфере освоения полезных ископаемых Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также совместного развития перспективной Восточной нефтехимической компании, что станет основой для будущего нефтехимического кластера в Приморье (см. «Поворот на Восток» в «Эксперте» № 37 за 2015 год). Помимо сделок «Роснефти» среди пекинских соглашений можно выделить четыре наиболее заметных. Это проекты, которые укрупненно можно свести к двум отраслям: добыче и переработке газа, с одной стороны, и железнодорожным перевозкам — с другой.

Так, в Пекине было подписано соглашение о совместной реализации проекта строительства железнодорожной магистрали Белкомур. Обсуждавшийся двадцать лет проект наконец обрел инвестора — китайский оборонный холдинг Poly Technologies — и сроки реализации.

В свою очередь РЖД подписала меморандум о сотрудничестве с китайской группой компаний China Yingkou Port Group Corporation. Предполагается, что будет создано совместное предприятие или же китайцы выкупят 49% акций транспортно-логистического комплекса «Белый Раст» в Подмосковье.

В газовой сфере у нас тоже два крупных соглашения. Крупнейший в России независимый игрок газового рынка «НоваТЭК» продал китайскому инвестиционному Фонду Шелкового пути 9,9% проекта «Ямал-СПГ». Лидер отечественной нефте- и газохимии «Сибур» также нашел себе китайского стратегического инвестора — Sinopec.

Белкомуру быть

Белкомур (сокращение от Белое море—Коми—Урал) — это железнодорожная магистраль, которая должна связать Архангельский порт на Белом море через Коми с промышленным районом Урала. Проект предполагает, что магистраль пройдет из Соликамска в Пермском крае через Сыктывкар в Архангельск. Общая длина трассы составит 1161 км, из которых 449 км уже существуют, но их надо будет реконструировать до нужного состояния. А вот 712 км — новые пути, которые еще предстоит проложить по северной тайге.

Оператор проекта — межрегиональная компания «Белкомур» — был учрежден еще в 1996 году. Его акционерами являются Республика Коми (48,32%), Архангельская область (19,81%), Пермский край (9,42%) и ряд предприятий и учреждений.

Специализированный оператор начал строительство, но далеко в реализации проекта не продвинулся. Уже в 1998 году из-за кризиса в стране все работы по проекту были остановлены. Снова к нему вернулись в середине 2000-х по инициативе заинтересованных регионов. Предполагалось, что реконструкцию существующих участков осуществит своими силами РЖД, строительство новых будет оплачено за счет средств Инвестиционного фонда РФ. Проект прошел все согласования, получил одобрение инвестиционной комиссии. Но его снова подкосил кризис: в 2009-м все работы были остановлены из-за бюджетных ограничений. После кризиса, в 20

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (957) 14 сентября 2015
    Демократия здоровья
    Содержание:
    На фронте и в тылу российской медицины

    «Общероссийский народный фронт» выступил с резкой критикой реформы здравоохранения. На повестке дня оказался принципиальный вопрос: какова конечная цель реформ и справится ли с этим одно государство?

    Наука и технологии
    Политика
    Культура
    Потребление
    Русский бизнес
    Реклама