О миграционном кризисе

Разное
Москва, 14.09.2015
«Эксперт» №38 (957)
Множество статей о нём начинается с того, что ничего подобного Европа не видела со времён Второй мировой войны

Фото: Эксперт

Констатация эта, с виду тревожная, на самом деле весьма утешительна: смотрите, мол, семьдесят лет назад и куда масштабнее бедствие было, но ведь справились же! — вот и теперь справимся. Увы, утешение это мнимое. С тем бедствием справились, когда кончилась породившая его война; причины же нынешнего потока бегущих в Европу кончаться и не думают — иные из них, напротив, только разворачиваются. При том что до сих пор ЕС принимает и даже обсуждает меры исключительно тактические, надежд на разрешение кризиса пока не видно.

Что этот гром грянет, Брюсселю было говорено многократно. Комитет ООН по делам беженцев год за годом в своих отчётах писал, что Евросоюз ничего не делает для подготовки к большому потоку беженцев; и вот этот большой поток хлынул, а инфраструктуры для работы с ним как не было, так и нет. Только за июль только в Германию прибыло 80 тысяч новых беженцев; ничего подобного не было никогда, но в августе, по оценкам, прибыло и ещё много больше, и темп продолжает нарастать. Как с этим справиться? Принято различать людей, покинувших свои страны ради спасения от неминуемых угроз, и людей, просто желающих жить получше, экономических мигрантов: первым положено давать статус беженца, вторых можно и не впускать. Но с каждым заявителем положено разбираться строго индивидуально, тщательно вникая в подробности. Это более или менее реально, когда на статус беженца претендуют десятки, ну, сотни людей — а когда сотни тысяч? А ведь, по данным «профильного» еврокомиссара Йоханнеса Хана, уже сейчас готовы перебираться в Европу около двадцати миллионов человек из ближневосточных стран, Кавказа и Украины. И не только же в том дело, чтобы с каждым из них разобраться (а на время разбирательства где-то поселить и кормить), но и в том, чтобы как-то выставить тех, кого в итоге решили не впускать. Как ЕС будет это делать? Какими силами их выдворять — и куда?

На предстоящем саммите Евросоюза обсудят меры борьбы с миграционным кризисом. Мер, в сущности, две: распределение по странам-членам дополнительных квот приёма беженцев — и реформа миграционного законодательства. Но реформа предлагается откровенно косметическая, дополнительным же квотам яростно сопротивляются страны «новой» Европы. И речь-то сейчас идёт только о беженцах этого года, да ещё по заведомо заниженной оценке. Что же будет с дальнейшим нарастающим потоком? И что надо сделать, чтобы он перестал нарастать? Эти вопросы не обсуждаются — разве что в жанре отвлечённых пожеланий. Хуже того. Всем без исключения ясно, что важнейшей причиной кризиса оказалась многолетняя война в Сирии, стёршая дееспособную власть на большей части её территории, и активность ИГИЛ. Казалось бы, уничтожение ИГИЛ и замирение в Сирии должны быть важнейшей и срочнейшей целью. Но нет; нынешний скандал вокруг поставок российского вооружения ясно показал, что свержение Асада по-прежнему для европейских властей гораздо приоритетнее. Что ж, значит, поток беженцев из Сирии так и будет нарастать. Ни то, что случилось с Ливией (где государст

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (957) 14 сентября 2015
    Демократия здоровья
    Содержание:
    На фронте и в тылу российской медицины

    «Общероссийский народный фронт» выступил с резкой критикой реформы здравоохранения. На повестке дня оказался принципиальный вопрос: какова конечная цель реформ и справится ли с этим одно государство?

    Наука и технологии
    Политика
    Культура
    Потребление
    Русский бизнес
    Реклама