Сверим наши умные часы

14 сентября 2015, 00:00

«Умные» часы — на первый взгляд не слишком нужный в повседневной жизни гаджет — оказался востребован: устройства smart-watch начинают покупать, в том числе в России, а года через два их продажи могут вырасти в десятки раз

Самая востребованная функция «умных» часов — возможность их использования в качестве «дистанционного пульта» к смартфону (на фото — новая модель Asus ZenWatch)

Наручные часы уже довольно давно перестали быть только устройствами для определения времени. Дополнительные функции начали появляться еще в середине прошлого века: например, в 1940 году были созданы первые часы с калькулятором. В начале 1980-х на прилавках уже можно было найти часы с играми. В 1985 году компания Epson научила наручные часы запускать компьютерные программы. А в 2000-м IBM выпустила наручные часы, оснащенные операционной системой.

Но настоящий взлет спроса на «умные» часы мы наблюдаем только сейчас. Если два-три года назад их продажи в мире были совсем незначительными, то в прошлом году, как сообщает в своем исследовании компания J’son & Partners со ссылкой на Statista.com, реализация smart-watch взлетела до 6,8 млн единиц, а по итогам нынешнего года ожидается уже больше 10 млн (см. график).

Спрос на «умные» часы растет многократно zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzhitech_graph1.jpg
Спрос на «умные» часы растет многократно

«Яблочный» урожай

Почувствовав потенциал потребительского спроса на «умные» часы, компании одна за другой начали осваивать их производство. По данным Statista.com, в мире уже насчитывается примерно 90 значимых производителей smart-watch. И как это часто бывает с новыми устройствами, за последний год на этом рынке произошла резкая смена лидеров. Еще в прошлом году доминировала корейская Samsung, которая с показателем 1,2 млн единиц занимала четверть всего рынка. В пятерке лидирующих брендов были также Pebble, Fitbit, Sony, Lenovo (см. график 1). Однако в этом году состав игроков кардинально трансформировался — на рынок пришла Apple.

Официальные продажи Apple Watch стартовали 24 апреля. И первые результаты превзошли все ожидания: за первые два месяца продаж, в течение мая и июня, по всему миру было продано 3,6 млн Apple Watch — таких результатов не дало даже появление планшета iPad.

Так что теперь безусловный лидер рынка «умных» часов — Apple. Как сообщает J’son & Parters со ссылкой на компанию Strategy Analytics, в денежном выражении Apple сейчас принадлежит 75,5% всего рынка, Samsung — 7,5%, остальным брендам — 17%.

Продолжение смартфона

По своей сути «умные» часы — это маленькие мобильные компьютеры. Они оснащены собственным процессором, управляются своей операционной системой и способны запускать компьютерные программы. На первый взгляд не очень понятно, зачем носить на руке компактный компьютер и чем такие часы могут быть действительно полезны своему владельцу. Однако люди находят в них свои удобства.

Как ни странно, но наиболее востребованная сейчас роль наручных часов — своеобразное продолжение смартфона, некий «пульт дистанционного управления». По беспроводной связи часы соединяются со смартфоном, и когда вам приходит SMS, уведомление о новом письме или поступает входящий звонок, то, имея «умные» часы на руке, вовсе не обязательно лезть в карман за смартфоном, достаточно посмотреть на запястье, чтобы быстро просмотреть SMS или понять, кто тебе звонит. Это действительно удобно, если вы, например, едете в переполненном транспорте или идете по улице. То же относится и к такой популярной функции, как управление с помощью смартфона плеером: переключать треки можно не вынимая смартфон из кармана.

Вторая востребованная функция — «спортивно-оздоровительная». Многие «умные» часы могут работать в качестве так называемых фитнес-трекеров: они подсчитывают количество шагов, пройденную дистанцию, замеряют скорость бега, следят за пульсом. С помощью дополнительных программ часы могут определять, например, количество сожженных калорий, составлять индивидуальные программы тренировок. Ну и одновременно на них удобно выводить дополнительную информацию — прогноз погоды или график запланированных встреч. Ключевым же функциональным недостатком «умных» часов можно назвать необходимость часто их заряжать — обычно это нужно делать один раз в день, хотя некоторые модели могут и два-три дня продержаться без подключения к розетке.

«Умные» часы в России

В нашей стране интерес к таким часам тоже растет, хотя в абсолютных цифрах продажи пока невелики. По оценкам J’son & Partners, по итогам прошлого года в России продано порядка 50 тыс. штук, однако к 2018 году объем российского рынка может достигнуть уже 1,5 млн устройств.

«Рынок “умных” аксессуаров в целом — один из самых активно растущих в сегменте персональной электроники, — говорит Мария Заикина, руководитель пресс-службы ритейлера “Связной”. — В целом, по нашим оценкам, в 2014 году рынок вырос в три с половиной раза в штуках, и мы прогнозируем, что в 2015 году он сохранит трехзначные темпы роста. Пока так называемые smart wearables, или носимые “умные” устройства, составляют всего около половины процента рынка “умных” гаджетов (если учитывать продажи смартфонов и планшетов), однако он имеет большие перспективы, поскольку является новым для потребителя и пока совсем не насыщен».

Производители «смарт-часов» в России уже присутствуют довольно широко. Цены на так называемые В-бренды (бренды второго эшелона), представленные преимущественно китайскими компаниями, стартуют от 1,5–3 тыс. рублей. Бренды же первой линии (А-бренды) значительно дороже: смарт-часы Sony, LG, Samsung, Asus стоят от 7 до 20 тыс. рублей. Например, Asus сейчас выводит на российский рынок свою новую модель ZenWatch. Дизайн и цвет циферблата здесь можно по желанию менять с помощью приложения ZenWatch Manager (100 вариантов оформления). Есть и расширенная функциональность при синхронизации с телефоном: с помощью часов можно отключить звук на телефоне, управлять его камерой, узнать о том, что вы его где-нибудь забыли, или найти с помощью активации звука (функция Find My Phone). Особое внимание уделено приложению «Будьте здоровы» (Wellness), с помощью которого можно следить за своей активностью: фиксировать количество пройденных шагов, потраченных калорий, сердечный ритм, длительность и интенсивность физической нагрузки, уровень релаксации. Статистика появляется на экране часов в виде наглядных графиков и таблиц. Стоимость новинки в России — около 17 тыс. рублей.

Что же касается верхнего сегмента, к которым относятся часы Apple Watch, то в России цены на них начинаются от 24 тыс. рублей за самую простую модель. Часы Apple среднего уровня обойдутся в 40 тыс., есть и элитные Apple Watch Edition с корпусом из золота, цена которых достигает 1,2 млн рублей. Но даже при таких высоких ценах в России, по «Евросети», уже продано около 10 тыс. Apple Watch. «Конечно, Apple Watch пользуется сегодня наибольшим спросом, остальные производители на этом фоне делают менее значительные успехи, — говорит Дмитрий Рымарь, ведущий специалист отдела портативной техники компании “Евросеть”. — Раньше главную роль на этом рынке в России играли Samsung и Sony. У LG была удачная модель смарт-часов в начале 2015 года, показавшая очень хорошие результаты продаж. Позже они выпустили другую модель, которая стала самой дорогой на рынке, на базе операционной системы Android, однако не такой удачной в продажах. У Samsung сейчас большие проблемы с флагманскими часами, потому что они могут быть сопряжены только со смартфонами Samsung Galaxy S6».

«Для производителей выпуск “умных” часов — своего рода шанс встряхнуть рынок и найти новую нишу для заработка, — отмечает Александр Побыванец, редактор проекта Hi-Tech Mail.Ru. — Продажи планшетов падают, смартфоны пользователи обновляют уже не так часто. При такой ситуации часы или фитнес-браслет становятся хорошим вариантом для реализации идей. Отличные продажи сейчас показывает, например, браслет Xiaomi Mi Band. Сравнительно молодая китайская марка быстро завоевывает популярность. Секрет успеха — низкие цены и широкие возможности устройства. Из других производителей подобных
аксессуаров можно выделить продукцию Jawbone и Fitbit. Из официально доступных моделей стоит также отметить браслеты и часы Sony: ритейлеры в России отмечают стабильный спрос на них за счет относительно невысоких цен».