Я и моя машина

Елена Николаева
14 сентября 2015, 00:00

— На что делаете ставку? — Мы поставляем облачную технологию, которая позволяет любому автопроизводителю запустить проект вместе с нами за три месяца без первоначальных вложений.

В компании Allied Market Research подсчитали, что мировой рынок технологий Connected Car будет расти на 33% в год и к 2020 году достигнет 141 млрд долларов. Предпосылок к тому несколько. Во-первых, тут стык двух вопросов: на что еще способен смартфон и как добавить ума современному автомобилю? Например, в стратегиях на ближайшие годы практически у всех автобрендов обозначены направления в части «подключения» и взаимодействия на дорогах. Большинство отдают такие идеи на аутсорсинг и открыты для предложений сторонних разработчиков.

Пороги автопроизводителей и дилеров во всем мире обивает уже довольно много разработчиков. В России пока единственный создатель решений Connected Car, который уже заключил контракты с тремя автопроизводителями в России и вышел на зарубежный рынок, — молодая IT-компания Bright Box.

Стартапу всего три года, он нацелен на разработку технологических идей для бизнеса. Одна из них — облачная технология Remoto. Продукт выведен на рынок в январе 2014 года, с тех пор удалось договориться о его предустановке на территории России с Kia, Nissan и Infiniti. Подписан контракт с Nissan Middle East из Объединенных Арабских Эмиратов, который отрывает российской компании доступ в 18 стран этого региона.

 

Как работает Remoto

 

Удаленно прогреть двигатель и салон зимой. Разблокировать двери для товарища, который попросил «погонять», пока вы в отпуске. Наказать его за превышение скорости яростным охлаждением салона. Получить оценку стиля собственного вождения (вот вам, кстати, и данные для страховой компании). Вспомнить, где удалось припарковаться с третьей попытки; оставить авто у офиса; успеть добежать до машины, присылающей уведомления о попытке ее эвакуировать. Можно посмотреть историю того, что происходило с автомобилем за последнее время, расходы на бензин и ряд других параметров. По сути, автомобиль приобретает свойства «умного» дома. Поскольку технологии влияют на работоспособность машины, нужно, чтобы продукт был сертифицирован автопроизводителем.

В смартфоне владельца автомобиля управление осуществляется с помощью приложения. Чтобы его настроить, дилер введет фамилию и имя владельца машины, номер мобильного телефона, через который он планирует управлять Remoto, VIN автомобиля, на котором будет эксплуатироваться устройство.

Мобильное приложение, естественно, лишь вершина айсберга. Но это и все, что предстоит освоить владельцу машины. Единственное ограничение для работы Remoto — там, где находится автомобиль, должна ловиться сотовая связь. Поскольку продукт включен в стандартную комплектацию автомобиля, производитель оплатил и устройство, и подписку на его использование. В России подписка пока бесплатная, предоставляется на год.

«Написать приложение — самое простое во всей этой технологии. Самое сложное — научиться адаптировать и интегрировать свои технологии с автомобилем, потому что у каждого автомобиля, у каждого производителя — своя система управления электроникой. В отличие от грузовых автомобилей здесь протоколы закрыты. Также очень сложно научиться корректно управлять двигателем автомобиля, потому что это связано с безопасностью. Компании, которые умеют это делать, во всем мире можно по пальцам перечесть», — объясняет сооснователь компании Bright Box, разработавшей Remoto, Иннокентий Белоцкий.

На заводе либо в дилерском центре в приборную панель автомобиля без нарушения целостности проводов интегрируется небольшое устройство — коробочка с процессором, начиненная микросхемами и датчиками. В ней также есть сим-карта, GPS-антенна для отслеживания местоположения, GSM-антенна, акселерометр, гироскоп для отслеживания ускорения и перемещения автомобиля и т. д. «Эта “коробочка” через специально выделенный канал коннектится с нашим сервером, который находится в Амстердаме. Мы работаем с Microsoft, у них есть облачная платформа Windows Azure, мы на этих мощностях. Нам важно, чтобы решение могло поддерживать одновременно миллион автомобилей», — объясняет Иннокентий. «Помимо этого есть отдельный веб-портал для автопроизводителей и страховых компаний, потому что производителю важно понимать, что происходит с его машинами, чтобы своевременно реагировать. А в партнерстве со страховыми компаниями мы даем скидки автовладельцам, которые аккуратно ездят».

 

Их история

 

У Bright Box, основанной в августе 2012 года, имеется еще несколько перспективных разработок. «Самым первым, в марте 2013-го, мы выпустили на рынок Dealer Mobility —мобильное приложение для автодилера, которое позволяет ему взаимодействовать с клиентами через смартфон. Для клиента это возможность интерактивно записаться на обслуживание, выбрать мастера, отслеживать статус своего ремонта. Сейчас Dealer Mobility пользуется более 300 дилерских центров в России, это больше 15% рынка. За август у нас по всей базе ушло 500 тысяч push-сообщений. Если умножить на стоимость СМС, то одна экономия на эсэмэсках — порядка миллиона рублей. И есть, соответственно, Remoto — его мы запустили в январе 2014-го. Кроме того, мы разрабатываем программное обеспечение на заказ, для крупных клиентов — сотрудничаем в области бизнес-аналитики. Но это не продукт, а просто еще одно направление бизнеса, которое позволяет нам зарабатывать дополнительные деньги», — перечисляет Белоцкий.

С 2005-го по 2012 год у него была компания с похожим названием, только после первого Bright (яркость) шло пояснение: Consalt. Эта фирма тоже занималась в некотором роде автомобильным бизнесом, только в части разработки систем для управления дилерским центром — учета продаж автомобилей, запчастей, оказания сервисных услуги. «Так сложилось, что мы долгое время работали с автодилерами, накопили связи, понимание проблем в отрасли. В 2012 году продали компанию немецкому разработчику такого же программного обеспечения, успешно вышли из этого бизнеса и подумали, что надо использовать тот опыт, который есть, и разрабатывать какие-то новые, инновационные, интересные продукты». Точнее, основали новое дело бывшие сотрудники из BrightConsalt — специалист в области продаж Иван Мишанин и Александр Димченко, занимающийся технической частью. Иннокентий же был одним из первоначальных инвесторов в Bright Box и лишь спустя год занял там позицию финансового директора.

Естественно, перед тем как что-то производить, провели свое исследование, обратились примерно к тысяче человек с вопросом: хотели бы вы удаленно управлять своим автомобилем? 70% ответили утвердительно. После этого отправились к автопроизводителям. Первыми согласились испытать на себе технологию в Kia. «Сказали, что, если мы действительно разработаем такую технологию, они будут готовы купить первую партию устройств. Это было в 2013 году. От разработки продукта до состояния, чтобы можно было начать пользоваться, прошло девять месяцев. Remoto был запущен в таком состоянии, что без слез смотреть невозможно. Я думаю, что мы еще где-то год после этого потратили на укладку и приведение его в порядок. Все еще взаимосвязано с финансированием, с ресурсами. Remoto мы запускали за счет собственных средств», — рассказывает Иннокентий. Первые инвестиции — 1,5 млн долларов от Leta Capital — были привлечены в 2014-м. Эти средства пошли на привлечение дорогостоящих специалистов по каждому направлению. И обеспечили стартап оборотными средствами, что позволяет выжить на первом этапе. Выпускают «коробочки» в Китае — честно выбирали между ним и производством в России. «Сейчас у нас есть наш представитель в Гонконге, который лично закупает все необходимые компоненты и размещает заказы на производство на трех фабриках, контролирует производственный цикл, на месте осуществляет тестирование. Соответственно, там же и отсеивается весь брак. Потом в России мы еще раз все тестируем несколько раз и что-то отсеиваем».

 

Как договаривались с концернами

 

На рынке многие компании проигрывают, так как поставляют либо софт, либо железо. Но автоконцернам управлять несколькими поставщиками неудобно. Конкурентное преимущество Remoto — в готовом продукте, который в Bright Box оперативно и комплексно дописывают и «допиливают» под конкретного автопроизводителя.

Kia своим первым заказом обеспечила команду и портфолио. С другими производителями стало общаться проще. Хотя период принятия решений в крупных компаниях может длиться месяцами, уже было с чем к ним заходить. А при готовой платформе подключить нового автопроизводителя можно за рекордные два месяца. «Мы продаем четыре ключевые ценности. Позволяем улучшить потребительские качества автомобиля. Все машины примерно одинаковы, все стоят тоже примерно одинаково, но, если одна из них уже оборудована удаленным управлением, это повышает ее цену и в глазах потребителя. Мы позволяем автопроизводителям продавать больше своих запчастей. Производитель видит в режиме онлайн пробег машин, оборудованных Remoto, ошибки в диагностике, которые происходят с автомобилем, а это позволяет до поломки приглашать владельца в официальный сервис. Мы собираем об автомобиле очень много информации, которую можно анализировать и принимать решения. Кроме того, мы даем прямой канал взаимодействия с клиентом через смартфон. Можно посылать ему сообщения, уведомлять о всяких акциях, распродажах и прочее».

 

Планы

 

«У нас есть планы по каждому автопроизводителю. В прошлом году мы работали только с Kia, в феврале нынешнего подписали контракт с Nissan, а в апреле — с Infiniti. Плюс сейчас еще контракт будет с Арабскими Эмиратами. Мы понимаем, что сейчас бизнес будет расти. План к 2019 году — ежегодно оборудовать нашими продуктами миллион новых автомобилей. Сейчас подписываем договоры с тремя страховыми компаниями. С согласия пользователя мы можем передавать накопленную статистику по его вождению в страховую компанию. На основе этой информации страховая делает предложение: например, на каско можно получить скидку от 20 до 50 процентов», — рассказывает Иннокентий.

Bright Box готовится привлекать дополнительные инвестиции. «Нам нужно бизнес открывать в Китае, на Ближнем Востоке, в Европе. В каждом регионе нужно инвестировать в маркетинг, в продажу, в пилотные проекты. И надо продолжать разработку. Есть идеи по новым продуктам, которые будут дополнять Remoto, — делится перспективой развития Белоцкий. — Например, голосовая система, которая позволит вам разговаривать с машиной естественным голосом, как с человеком, без выкриков-команд».

Калькулятор

В команде Bright Box 50 человек. 80% коллектива — инженеры и программисты, остальные — менеджеры по продажам и управленцы. Средняя зарплата — 80–100 тыс. рублей в месяц. Основные траты — покупка компонентов для производства, затраты на поддержку и разработку продуктов. Основной заработок — ежегодная подписка на использование продукта.

Чтобы проект зарабатывал, требуется от 15 тыс. новых подключений в год, выручка должна превысить 5 млн долларов. В 2014 году оборот Remoto составил 2 млн долларов. Сейчас подключено менее 5 тыс. пользователей: «План на этот год — 20 тысяч новых абонентов. Прогноз по выручке — 4,5 миллиона долларов. И в этом году наша компания выйдет на самоокупаемость».