Между традицией и фашизмом

Александр Механик
обозреватель журнала «Эксперт»
21 сентября 2015, 00:00

Сэджвик М. Наперекор современному миру. Традиционализм и тайная интеллектуальная история ХХ века. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 536 с. Тираж 2000 экз.

В последнее время в России стало модно говорить о защите традиционных ценностей. Хотя мало кто берется внятно сформулировать, что представляют собой эти ценности, интуитивно понятно, что имеется в виду патриотизм, семья, вера, которые должны соответствовать идеализированным образцам глубокой древности.

Но наряду с интуитивным пониманием существует понимание традиционализма как философской доктрины, которая, как поясняет автор, «понимает “традицию” как верования или практики, передаваемые с незапамятных времен…» У истоков этого учения стоит французский философ начала ХХ века Рене Генон, который обличал отказ современной Европы от своего исторического наследия и писал, что «если бы все поняли, что представляет собой современный мир на самом деле, он немедленно прекратил бы свое существование». В числе его последователей можно назвать основательницу теософии Блаватскую, сумевшую завоевать всемирную известность. Другим известным традиционалистом был крупный философ, художник и писатель Эвола, прославившийся поддержкой Муссолини и близкими отношениями с Гиммлером, хотя и тот и другой не поддержали попытки Эволы сделать традиционализм идеологией фашизма, притом что в фашизме были безусловно близкие традиционализму черты идеализации архаического и легендарного прошлого.

Важной особенностью традиционализма было увлечение многих его адептов исламом, в первую очередь суфизмом — эзотерическим направлением в исламе, проповедующем аскетизм и духовность. Философы традиционализма видели в суфизме источник тех посконных истин, которые, как им казалось, утеряны Европой. Россия при советской власти была, естественно, закрыта для этих учений, но после ее краха выяснилось, что и у нас есть последователи традиционализма, самый известный из которых — Александр Дугин.