Арабы торгуются за «Мистрали»

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
28 сентября 2015, 00:00

Елисейский дворец сообщил, что президент Франции Франсуа Олланд и президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси достигли принципиального соглашения об условиях приобретения двух вертолетоносцев «Мистраль», ранее предназначавшихся России

Покупка Египтом «Мистралей» и оснащение их российскими вертолетами Ка-52К позволит России заработать порядка 650 млн долларов

Тем временем на верфи DCNS в Сен-Назере уже начался демонтаж российского оборудования с этих кораблей. Как заявил пресс-секретарь DCNS Эммануэль Годез, работы продлятся несколько недель и завершатся к январю. Прежде всего нужно снять с кораблей боевые информационно-управляющие системы, в том числе ракетным оружием и артиллерией, и модуль управления посадкой вертолетов. Стоимость этого оборудования — 50 млн евро, и дальнейшая его судьба неясна. Известно только, что все оно должно вернуться в Россию. Как только это произойдет, Париж официально вступит в права собственности на «Мистрали» и сможет распоряжаться ими по своему усмотрению.

Напомним, что контракт на поставку в Россию уже спущенных на воду кораблей был расторгнут в августе по взаимному согласию Владимира Путина и Франсуа Олланда. Тогда же французы перевели на счета Федерального казначейства 949,7 млн евро, выплаченных Россией в качестве предоплаты. Еще около 67,5 млн евро наша страна получила за построенные на Балтийском заводе кормовые части кораблей. Эти конструкции DCNS выкупила, но сертификат конечного пользователя на них еще не получила — он будет оформлен только после завершения демонтажных работ.

Такой неконфликтный исход хотя и выглядит компромиссом, но представляется едва ли не самым лучшим из всех возможных. Безусловно, французы выплатили самый минимум из того, что могли бы. В принципе Россия могла подать иск в международный арбитраж и заставить Францию как следует раскошелиться за сорванную сделку. В этом случае мы получили бы через несколько лет лишнюю пару сотен миллионов евро, которые вполне могли быть арестованы по иску экс-акционеров ЮКОСа. Но при этом мы наверняка потеряли бы возможность приобретать во Франции целый ряд систем для наших вооружений, в том числе поставляемых на экспорт. Не секрет, что едва ли не на всех Су-30, танках и другой технике, которую Россия экспортирует в Индию, Алжир и Малайзию, стоят французские системы навигации, управления и связи. И отказ их поставлять неминуемо привел бы к падению нашего оружейного экспорта. В то же время мирный финал истории с «Мистралями» открывает неплохие перспективы для партнерства по другим направлениям ВТС. Прежде всего это касается вертолетов для этих же кораблей, которые может поставить Россия. А именно — модификации Ка-52К, созданной специально для «Мистралей». Неформальная договоренность с Францией предполагает, что будущий покупатель кораблей приобретет именно российские машины, так как конструкция «Мистралей» была изменена специально под них. Замглавы администрации президента Дмитрий Песков уже заявил, что сделка с Египтом учитывает интересы России. В общей сложности речь может идти о 32 ударных вертолетах. Проблема, однако, в том, что сделка с Египтом еще очень далека от завершения. Во-первых, египтяне заявили, что цена «Мистралей» чрезмерно высока, а во-вторых, помимо них французы хотят включить в соглашение продажу еще и двух корветов класса Gowind, обещая при этом скидку. А все потому, что продать одни «Мистрали» у Парижа никак не получается. И понятно почему. Они представляют собой большие десантные корабли, способные нести до 32 вертолетов, а также иметь на борту 900 солдат и до 70 единиц бронетехники. Это очень специфические модификации, востребованные там, где есть потребность в масштабных десантных операциях или охране протяженной береговой линии. При этом «Мистрали» лишены нормальной противокорабельной и противовоздушной защиты, они могут действовать только в составе крупных соединений. Более того, у этих кораблей слишком большая осадка, они не могут просто подойти к берегу и, открыв аппарели, высадить десант. Это делается вдали от берега, причем высадка происходит на плавучие конструкции в специальном доке внутри корабля. Все эти особенности в свое время породили массу измышлений у руководства нашего ВМФ на тему функциональности этих кораблей. Их намеревались использовать то в качестве плавучего госпиталя, то командного пункта на парадах. Иными словами, наши флотоводцы видели в «Мистрале» только одно — адмиральскую яхту гигантского размера.

Впрочем, это не означает, что у «Мистралей» нет шансов занять свое место в строю. Еще недавно их вероятными покупателями считались Индия, Индонезия, Бразилия и даже Вьетнам. Однако у этих стран либо вообще нет денег, либо они не хотят их тратить сейчас на десантные корабли. Нет своих денег на «Мистрали» и у Египта, но в отличие от всех остальных стран у него есть в них определенная потребность. Прежде всего для нейтрализации боевиков и пиратов на выходе из только что расширенного Суэцкого канала в Красное море и далее — в акватории Индийского океана у берегов воюющего Йемена и Африки. Единственная страна, которая может дать денег Египту на «Мистрали», — Саудовская Аравия. Она довольно часто финансирует приобретение вооружений для небогатых арабских стран, в том числе Египта. Так что французам теперь предстоит поторговаться еще и с саудитами. И, конечно, выполнить неформальное обещание по поводу комплектации этих кораблей вертолетами Камова.