Бизнес на выхлопной трубе

Тема недели
Москва, 28.09.2015
«Эксперт» №40 (959)
В США вскрыли махинации крупнейших мировых автопроизводителей с экологическими стандартами

Первым под раздачу попал Volkswagen, которому грозит штраф в размере 18 млрд долларов. Однако есть все основания предполагать, что за ним последуют практически все известные бренды, что серьезнейшим образом ударит по автомобильной индустрии.

Управление по защите окружающей среды (ЕРА) обнаружило, что в автомобилях Volkswagen с дизельными двигателями EA189, которые устанавливались с 2009 по 2015 год, выбросы вредных веществ превышают норму в 10–40 раз. Но стандартные инспекции машины проходили без проблем — с помощью специального программного обеспечения. Контроллеры турбодизелей были «обучены» распознавать механизм проверки выхлопных газов и в нужный момент включать систему фильтрации выбросов на полную. Volkswagen признал махинации, капитализация компании рухнула на треть, а ее генеральный директор Мартин Винтеркорн ушел в отставку.

В США таких «грязных» автомобилей было продано 482 тысячи штук. Максимальный штраф за каждый агрегат может достигать 37,5 тыс. долларов. Из этих расчетов и вытекает общая сумма штрафа в 18 млрд — это чуть больше годовой прибыли компании за прошлый год. Впрочем, нельзя исключать, что фальсификации будут выявлены и на других типах двигателей. ЕРА уже начало проверку линейки Volkswagen. Под подозрением свыше 11 млн автомобилей, проданных по всему миру. Нельзя исключать, что немецкий автогигант столкнется с крупными штрафами в других странах. И, вероятно, с исками физических лиц.

Интересно, что «находка» Управления по защите окружающей среды для специалистов давно не новость. Скажем, еще в 2014 году американская независимая организация International Council of Clean Transportation (ICCT) выяснила, что почти все дизельные автомобили при эксплуатации выбрасывают ядовитых окисей азота примерно в семь раз больше нормы, тогда как при стендовых испытаниях укладываются в норму. То есть обманывать контролеров научились все компании, иначе соответствовать постоянно растущим экологическим стандартам невозможно и невыгодно. И пока потребитель восхищался стремительным развитием «зеленых» технологий, автоиндустрия вложилась в разработку программного обеспечения для глобальной фальсификации.

Вероятно, так обстоят дела не только с дизельными двигателями. Например, каждый автовладелец знает, что заявленный производителем средний расход топлива никогда не соответствует действительности. В 2014 году Hyundai и Kia уже поплатились за этот обман: 900 тыс. владельцев автомобилей получили компенсацию на общую сумму 395 млн долларов.

Сегодня экологические организации требуют, чтобы вслед за Volkswagen тщательный контроль прошли и другие автопроизводители из списка ICCT. Акции BMW, в отношении которой еще не начата официальная проверка, но чьи дизельные двигатели год назад проверяли энтузиасты экологи, уже подешевели на 7%.

Выбор американских властей, решивших разобраться именно с дизельными двигателями, объясняется просто. В странах ЕС дизельные легковые автомобили составляют больше половины их общего количества, а в США — менее одного процента

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (959) 28 сентября 2015
    Коррупция в беде
    Содержание:
    Хотели посадок?

    Антикоррупционная кампания приобретает системный характер. В силовых структурах создано особое подразделение, перед которым поставлена задача провести тотальную чистку региональных элит

    Повестка дня
    Экономика и финансы
    Политика
    Потребление
    Реклама