Продвижение без тромбов

Русский бизнес
Москва, 05.10.2015
«Эксперт» №41 (960)
Без создания эффективной цепи продвижения продовольственных товаров от производителя к потребителю о решении вопроса продовольственной безопасности в России можно забыть. Чтобы решить эту задачу, государство должно стимулировать развитие инфраструктуры, а не сталкивать лбами торговлю и производителей

Чем иностранная рыба лучше отечественной — настолько, что российские трейдеры до запрета на ее ввоз предпочитали заниматься импортом, а не продвижением продукции наших производителей к конечному потребителю? Вовсе не тем, о чем вы подумали. Экспорт норвежского лосося, датской креветки, ирландской сельди и китайского пангасиуса страхуется в государственных фондах стран происхождения. Поэтому их поставки шли в Россию с отсрочкой платежа в два-три месяца, что весьма выгодно импортерам.

А что заставляет калужского фермера Андрея Давыдова везти произведенную им по всем правилам современных агротехнологий мраморную говядину в Москву по полям, накручивая транспортные издержки? Дорога, ведущая к автомагистрали. Она разбита фурами, объезжающими пункты весового контроля на трассе, а у местных властей нет денег, чтобы привести ее в рабочее состояние. 

Оптовые склады вдоль дорог

В 2015 году доступность продовольственных товаров для населения России существенно сократилась. Об этом свидетельствуют данные розничного товарооборота: в категории продуктов питания он упал почти на 8% даже в текущих ценах, а в постоянных — на все 20%. На фоне инфляции и стагнации своих доходов потребители резко уменьшили объемы покупок.

Безусловно, ключом к насыщению продовольственного рынка является рост производства в агропромышленном комплексе. И такой рост происходит. Однако этого недостаточно. Возможность беспрепятственного продвижения продуктов от производителя к потребителю тоже имеет колоссальное значение. Уже произведенное продовольствие часто с трудом и огромными рисками потерь может быть доставлено к месту реализации, что создает реальную возможность возникновения локального перепроизводства и локального дефицита товаров, а значит, ведет к падению прибыли производителей и росту цен для потребителей. По данным исследования, проведенного компанией BCG, в России совокупные издержки на транспорт и логистику составляют около 20% ВВП, в то время как в Китае — 15%, а в Европе — 7–8%. Причем высокие логистические расходы нельзя объяснить только громадной территорией страны. Скорее — отсутствием инфраструктуры. Так, в рейтинге развития логистической системы, составленном Всемирным банком в 2014 году, Россия заняла 90-е место, где-то рядом с Шри-Ланкой и Уругваем, в то время как другие страны с обширной территорией занимают значительно более высокие строчки: США на девятом месте, Канада — на 12-м, Австралия — на 16-м, Китай — на 28-м, Бразилия — на 65-м.

О «тромбах» на пути своей продукции к конечному потребителю сообщают многие производители. Эти «тромбы» разнообразны — от несовершенства системы финансового сопровождения деятельности компаний до дефицита современных складских помещений. Возьмем ту же рыбу: это и устаревший парк вагонов у перевозчиков, и плохая организация движения грузов по железной дороге, и отсутствие стимулов к инвестированию в модернизацию подвижного состава у агентов продвижения отечественной рыбы к столу потребителя (см. «Ускорить доставку, иначе уйдут»).

О

У партнеров

    «Эксперт»
    №41 (960) 5 октября 2015
    Возвращение в большую игру
    Содержание:
    Упреждающий удар

    Россия официально вмешалась в сирийскую гражданскую войну. Не для того, чтобы спасти Сирию, а чтобы избежать импорта террора на свою территорию

    Культура
    Потребление
    Реклама