Эпидемия благоустройства

Общество
Москва, 12.10.2015
«Эксперт» №42 (961)
Отсутствие коммуникаций с жителями и крайняя спешка исказили смысл столичной программы «Моя улица». Вместо эффекта консолидации общества непродуманное благоустройство вызвало раздражение москвичей

Центр Москвы последние месяцы пребывал в осадном положении. Более 30 улиц подверглись кардинальному благоустройству: тротуары расширяли, укладывали новую плитку, красили фасады, устанавливали новые лавочки. Пик благоустройства пришелся на конец лета: полцентра было перекопано, работы шли и ночью, и в конце концов жители этих улиц совершенно озверели. «Зачем плитку меняют второй раз за несколько лет? Почему сужают проезжую часть, убирая полосы для автомобилей и парковочные места? Что вообще делают с центром?» — на эти вопросы мэрия не могла дать внятных ответов. Сейчас волна благоустройства стала не такой сильной, но общество по-прежнему разрывается от критики.

Перестройка центра города под приоритет пешехода — это мировой тренд. Но мэру Москвы Сергею Собянину с благоустройством улиц хронически не везет. Несколько лет назад дешевая провинциальная бетонная плитка стала темой анекдотов. Нынешнее комплексное благоустройство улиц также вызвало крайне неоднозначную реакцию. Молодежь, поддерживающая любую «движуху», приняла новации: «Город меняется в лучшую строну». Однако многие люди постарше, прежде всего экономически активное население, восприняли проект как насилие над городом — дорогое, бесцеремонное и бессмысленное.

Попробуем разобраться, что же произошло с центром Москвы и почему проект «улучшения улиц» вызвал столько негатива.

Осчастливить москвичей. Всех и сразу

Городской проект «Моя улица» появился в середине прошлого года. Он включен в программу «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2018 годы», связанную с улучшением туристической инфраструктуры столицы. Одна из главных целей проекта — создание благоприятной среды для пешеходов и велосипедистов. В числе инструментов ее реализации расширение тротуаров и укладка новой плитки, прокладка велодорожек, улучшение уличного освещения, установка урн и лавочек, ремонт фасадов, дополнительное озеленение.

«Моя улица» не вызвала бы столько шума, если бы не два момента. Во-первых, на программу планируется потратить огромные деньги. По данным контрольно-счетной палаты Москвы в 2015–2018 годах должно быть выделено 126,7 млрд рублей. То есть ежегодно на перестройку улиц будет тратиться более 2% бюджета города. Всего переделать планируется более 1000 улиц.

Во-вторых, сжатые сроки. Проекты модернизации улиц с переносом акцента с автомобильного транспорта на пешехода идут в мире уже несколько десятилетий. Наш проект на этом фоне выделяется лихостью и скоростью. В апреле «дремавшая» программа было активирована — было решено перестроить десятки улиц за несколько месяцев.

«Цель мэра Собянина — показать, что город улучшается. Хочется “осчастливить” москвичей. Но успехов немного, а пробки непобедимы. Благоустройство улиц ему подали как резонансный и быстрый проект, который заметят все. Тем более что с парками все получилось удачно, — говорит архитектор, участвующий в проекте. — Почему такие сжатые сроки? В начале года ничего не делали, наверное, испугались кризиса. Но потом все-таки решились и поставили цель —

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (961) 12 октября 2015
    Московские раскопки
    Содержание:
    Показательно-карательное банкротство

    Правительство объявило о предстоящем банкротстве крупнейшего авиаперевозчика страны — компании «Трансаэро», что обернется неизбежными потерями как для отрасли авиаперевозок, так и для потребителей. Однако катастрофы могло и не быть, если бы ранее правительство не самоустранилось от решения системных проблем отрасли гражданских авиаперевозок

    Повестка дня
    Потребление
    Реклама