«Мы будем аккуратно идти по этому минному полю»

Панорама страхования
Москва, 12.10.2015
«Эксперт» №42 (961)
Чем нынешний кризис в страховой отрасли отличается о предыдущих и как в сегодняшних условиях жить и выстраивать отношения с клиентами? Рассказывает Андрей Зернов, генеральный директор страховой компании «Энергогарант»

Страховой рынок, производный от состояния экономики в целом и банковского сектора в частности, переживает непростой год. Итоги первого полугодия показали даже снижение сборов по добровольным видам страхования относительно первого полугодия 2014-го. О том, как страховщики справляются с кризисом и какие видят пути развития, «Эксперт» поговорил с генеральным директором САК «Энергогарант» Андреем Зерновым.

— Андрей Алексеевич, как себя чувствует страховой рынок?

— Нужно понимать, что страховой рынок за все время своего существования оказывался в условиях кризиса не один раз. Мы проходили через дефолт 1998 года, проходили через мировой финансовый кризис 2008–2009 годов. Но нынешний кризис иного рода. Он в большей степени инфраструктурный, и мы к нему давно уже шли. Определенные проблемы начали накапливаться два-три года назад. Этого не было видно, потому что после кризиса 2008–2009 годов рынок шел в гору, компании показывали солидную прибыль. Бизнес «Энергогаранта» исторически всегда был нацелен на корпоративное страхование, поэтому мы сразу видим, как себя чувствует наш основной клиент в сложных экономических условиях. На каком-то этапе стало заметно, что сворачиваются инвестпрограммы, начинали поступать тревожные сигналы от банковского сектора. Рынок же в это время, как мне кажется, пребывал в состоянии некой эйфории, продолжался безудержный демпинг, начавшийся еще в 2008–2009 годах, одновременно росли размеры вознаграждения и аппетиты посредников. В какой-то момент рынок столкнулся с проблемой массового мошенничества. Наконец, на выплаты, связанные непосредственно со страхованием, начали накладываться все большие судебные и юридические расходы. Время для созидания было потеряно, сформировать богатую и стабильную страховую отрасль как необходимый сегмент экономики и бизнес структуры не удалось, и уже 2013 год можно было назвать кризисным. Есть ощущение, что в отличие от предыдущих кризисов, которые продолжались год-полтора и завершались резким отскоком, нынешний все-таки будет затяжным.

— Как вы реагировали на эти проблемы?

— Жесткая селекция рисков — единственный способ улучшить финансовый результат. Например, мы начали проводить селекцию по существовавшему на тот момент моторному портфелю: какие продукты продавать, по каким видам транспорта, каким клиентам. Мы начали уходить из тех регионов, где не могли справиться с автоюристами и мошенничеством. Одновременно старались активнее использовать возможность досудебного урегулирования споров. Кроме того, снижали размер аквизиции (затрат, связанных с продажей страховых продуктов. — «Эксперт»). К 2015 году отдельные страховщики справились с этой ситуацией, в какой-то мере благодаря скорректированным тарифам ОСАГО, которые дали нам дополнительные финансовые резервы. Работать стало комфортнее, финансовая ситуация на рынке в целом улучшилась. Конечно, риски остались. Из-за девальвации рубля растут цены на запчасти автомобилей. Проблема мошенничества сохранилась. До сих пор не удалось добиться адекватной раб

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (961) 12 октября 2015
    Московские раскопки
    Содержание:
    Показательно-карательное банкротство

    Правительство объявило о предстоящем банкротстве крупнейшего авиаперевозчика страны — компании «Трансаэро», что обернется неизбежными потерями как для отрасли авиаперевозок, так и для потребителей. Однако катастрофы могло и не быть, если бы ранее правительство не самоустранилось от решения системных проблем отрасли гражданских авиаперевозок

    Потребление
    Реклама